среда, 16 января 2013 г.

Император Путин

Чему нынешний президент может поучиться у Николая I

История любит повторяться. Вот и наше время напоминает период царствования Николая I. Да и сам император поразительно похож на Владимира Путина. Он, как и нынешний президент, укреплял вертикаль власти, отказывался от реформ и ставил на руководящие посты только самых преданных людей. Как и Владимир Путин, Николай I считался образцом мужественности и здоровья. Когда у императора начал расти живот, он тщательно скрывал это. Известный питерский историк Сергей Виватенко рассказал нашей газете, почему Путин боится реформ, а чиновники не стесняются брать взятки.

санкт-петербург владимир путин николай i

Фото: top-desktop.ru
 
Почему чиновники не шевелятся
— Чем сегодняшнее время похоже на «николаевское»?
— Когда Николай I пришел к власти, страна стояла на распутье. Надо было либо проводить реформы, либо укреплять вертикаль власти через усиление бюрократического аппарата. Николай I пошел по второму пути. То же самое делает и Владимир Путин. В 1826 году Николай I провел реорганизацию Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Она подчинялась только императору и действовала от его имени. Конечно, были правительство и министры. Канцелярия занималась практически теми же вопросами, но только имела более широкие полномочия. Сейчас роль такой канцелярии выполняет Администрация президента, которая куда более авторитетна, чем правительство. Во времена Николая I такое усилие бюрократического аппарата не привело ни к чему хорошему. Все-таки чем больше чиновников, тем больше коррупция. Чтобы понять, что такое бюрократия при Николае I, достаточно вспомнить «Ревизора» Николая Васильевича Гоголя. У города есть свой хозяин — городничий. Он что, законы выполняет? Да ничего подобного! Находите параллели с сегодняшним временем? Но и это еще не все. Чем больше бюрократических надстроек, тем меньше скорость прохождения документа. Если даже закон хороший, чиновник не торопится его выполнять. Поверьте мне, я работал в Правительстве Российской Федерации в Федеральной антимонопольной службе. Я знаю, о чем говорю. Приходит к чиновнику какой-то приказ, а он просто кладет его под сукно.
— Зачем?
— Надо, чтобы документ выстоялся. На самом деле рассматривается и принимается много непонятных законов. Помните, как говорил Мюллер Штирлицу: «Наши начальники — большие фантазеры!» Тот документ, который тебе прислали для работы, через месяц может быть запросто отменен. В этом случае начальник говорит: «Отбой! Все, что сделал, отправляй в урну». Поэтому чиновники и при Николае I, и сейчас, получая какие-то приказы, не бегут их сразу же выполнять. Они ждут. Только в ХIХ веке служащие были более компетентны. Чиновник зачастую делал свою карьеру с нуля. Сейчас все иначе.

Чубайс и немцы
— А ведь Николай I боролся с бюрократией и взяточничеством...
— Все они боролись. И Путин это делает очень искренне. Просто одному человеку с такой проблемой не справиться. Нужна помощь и со стороны остальных государственных служащих.
— В ХIХ веке чиновники готовы были решать эту проблему? Они способны были принимать активное участие в управлении государством?
— В первой трети XIX века, равно как и сейчас, существовало два взгляда на роль чиновника в управлении государством. Первый (его назвал знаменитый реформатор Михаил Сперанский): чиновник может выражать перед начальством свою точку зрения и даже спорить с ним. Второй взгляд (его выразителем был военный министр Алексей Аракчеев): чиновник должен беспрекословно выполнять все приказы и никогда не высказывать своего мнения. В каком направлении мыслят наши чиновники сейчас? Конечно, они следуют по пути Аракчеева.
— Самому Николаю I какая позиция была ближе?
— Николай на все руководящие должности назначал немцев — крайне непопулярных в то время людей. Министром финансов у него был фон Канкрин, начальником Третьего отделения — фон Бенкендорф, главнокомандующим армии — фон Дибич, министром иностранных дел — фон Нессельроде. Почему? Немцы не думают, они просто выполняют приказы. Главное — это личная преданность, а на какие-то недостатки можно закрыть глаза. То же самое происходит и сейчас, когда важные посты отдают крайне непопулярным в обществе, зато верным людям. Например, Анатолию Чубайсу и другим.

Коррупционеров раньше презирали
— Когда в России воровали больше, наглее — в ХIХ веке или сейчас?
— Брали взятки, воровали и в ХIХ веке. Но тогда это было не так повально распространено. Высшие чины, например, генерал-губернатор Петербурга, никогда не опустились бы до этого. А вот столоначальники, городничий — запросто. Губернаторы редко воровали. Пожалуй, единственное исключение — Сибирь. Оттуда многие губернаторы приезжали миллионерами. Стоит только вспомнить губернатора Сибири Ивана Пестеля — отца знаменитого декабриста Павла Пестеля. Он до такой степени проворовался и «закрутил гайки», что местные мужики просто взвыли и накатали на него телегу в Петербург. Тут же приехала комиссия и увидела, что творил Пестель. Например, некоторых мужиков-заключенных он приказывал обливать холодной водой при 40-градусном морозе. Его посадили. Может быть, именно после этого его сын Павел Пестель и возненавидел императора. Еще бы, ведь семьи «коррупционеров» считались тогда чуть ли не проклятыми, их искренне презирали, руку не подавали. Для аристократичных семей было совершенно неприемлемо выдать дочь за взяточника. Сейчас все немного по-другому.
— А за взятки тогда судили? Или, как сейчас, просто переводили проштрафившихся на другую должность?
— И судили, и сажали в тюрьму. Строго наказывать за взятки перестали при Брежневе. Уже тогда человек из так называемой элиты чувствовал себя практически безнаказанным.
— Можно проследить истоки коррупции в России? Когда она впервые появилась?
— Я думаю, она пошла от татаро-монгольского ига. К взяточничеству на Востоке испокон веков относятся нормально. Кстати, в XVI веке коррупцию в России попытались легализовать. Тогда приняли закон, согласно которому чиновник не получал зарплаты, кормиться он должен был самостоятельно за счет добровольных пожертвований посетителей. Похожий закон предлагался и в петровское время.

Свобода — как бритва
— У Путина и Николая I есть какие-то общие черты?
— Некоторые параллели действительно можно провести. Николай I считался символом России, самым красивым, здоровым человеком страны. Правда, в 35 лет у него начал расти живот. Смириться с этим император никак не мог. Он сидел на всевозможных диетах, а то и вовсе отказывался от пищи. Ничего не помогало. Тогда для него придумали специальный корсет. В город он выходил только в нем. Но из-за этого корсета у Николая начались жуткие боли. Правда, он в этом никогда не признавался. Император никак не мог допустить мысли, что он неидеален. Но это еще не все параллели. Николай чувствовал личную ответственность абсолютно за все, что происходит в стране. Он вставал в 4 утра и через два часа уже сидел за бумагами, которые еще вчера подготовили для него министры. В конце концов он надорвался от этой работы, от тяжелейшей ответственности. Когда он понял, что вел страну не туда, захотел даже умереть. Но он не мог покончить жизнь самоубийством. Все-таки русский император — это символ православия. А самоубийц у нас хоронят за оградой. И вот Николай I ездил в декабре по Петербургу с расстегнутым воротом, пытался поймать воспаление легких. В конце концов у него это получилось. Он принимал парад в легком мундире, уже будучи больным гриппом, подхватил пневмонию и умер 18 февраля 1855 года. Мысль о том, что один человек может все контролировать, привела к трагедии.
— В чем, по-вашему, была главная ошибка Николая?
— Наверное, в том, что он не отменил крепостное право, а просто попытался его улучшить. Император запретил дворянину-хозяину глумиться над своими крепостными, высылать их в Сибирь. При Николае I русскому мужику замечательно жилось. У него все было. Заметьте, и при Путине люди живут в общем-то неплохо. Но именно из-за крепостного права мы проиграли Крымскую войну. В 30-х годах ХIХ века в Европе произошла промышленная революция, появилась новая техника. У европейцев был паровой флот, у нас остался парусный. Их винтовки били на 300 шагов, наши — на 100. Все это благодаря тому, что за границей появился рынок свободной рабочей силы. У нас это было невозможно из-за крепостного права.
— Крепостное право отменил Александр II, и это для него плохо закончилось...
— Да. Александр погиб от рук террористов. Один из организаторов убийства императора Андрей Желябов как раз бывший крепостной крестьянин. У нас вообще любая слабая или реформаторская власть заканчивается кровью. Стоит только вспомнить реформы Николая II, которые привели к Февральской революции. Если власть дает народу какие-то политические послабления, то народ считает ее слабой и даже нелегитимной. Помните, Герцен говорил: свобода — это как бритва, ей можно побриться, а можно и шею себе порезать.
— Может быть, именно поэтому Путин вместо реформирования укрепляет свою власть?
— Если вспомнить нашу историю, то у Путина просто нет другого выбора. К тому же у нас пока не существует человека, который смог бы его заменить на посту. У нас смешная оппозиция. Ксения Собчак как символ русской революции? Это нелепо!
http://spb.mk.ru/interview/2013/01/16/798923-imperator-putin.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий