Сколько россиян среднего класса приговаривает, прочтя очередной пост Навального или статью в «Новой газете», эту мантру. Выговорила ее Юлия Латынина: «Из России уезжают люди. Вокруг меня уезжают все. Уезжают те, у кого профессия позволяет. Айтишник летит на Кипр, говорит: «Я здесь работаю, здесь есть солнце и нет пробок». Борис Акунин на митинги прилетает из Франции. Андрей Мальгин перебрался в Италию. Антон Носик живет наполовину в Индии.”
Латынина объясняет отъезд профессионалов – кровавым путинским режимом, хотя, это, скорее, подтверждение российского процветания. Ведь россияне едут не помидоры собирать в огородах итальянцев, и не больных катать в инвалидных креслах. При Ельцине о таком и не мечтали – кроме миллионеров и их обслуги. А сейчас – зимуют в тепле, рядом со шведскими и немецкими пенсионерами и айтишниками.
Иных борцов с режимом прямо зашкаливает от ненависти. Защитникам Толоконниковой, по стилю - русским националистам из “Спутника и погрома”, “хочется собрать манатки и свалить куда подальше. Без разницы. Лишь бы быть поближе к настоящим русским людям, уехавшим отсюда после большевистского переворота.” Они забыли, что уехавшие после «большевистского переворота» давно покоятся на кладбище Сен Женевьев де Буа. И неподалеку от них гуляют – если не столь ненавидимые ими таджики, то марокканцы и прочие африканцы.
Поэтому можно было бы не обращать внимания, когда под эту сурдинку креативщики начинают требовать перемен в желаемом для них направлении – а то мол, все сбежим, останется только быдло и нерусь…
Однако, не в быдле и не в Путине дело. Вот вам Израиль – страна, куда уезжали из России в первую очередь. Двадцать лет назад, когда говорили “пора валить”, было ясно – в Израиль. Путина там нет, и анчоусов не было. Прошли годы. Сейчас в Израиле провели интересный опрос – пора ли валить. И оказывается – 51%, больше половины еврейского населения страны, считает, что пора, и задумывается, как и куда, и еще 11% говорят, что удрали бы, но возможности нет. 45% поддержали бы решение детей свалить поскорее. И больше всего «валят» образованные профессионалы – ученые, исследователи и преподаватели вузов. Израиль лидирует по утечке мозгов, говорит новое исследование.
Ну, скажете вы, евреи – народ заводной и непоседливый. Чуть что, как инженер Талмудовский у Ильфа и Петрова – «Извозчик, пошел на вокзал».
Но англичане – вроде, народ оседлый, и тоже бегут. 150 тысяч профессионалов и специалистов свалили из Англии в этом году, говорят официальные данные.
Почему «специалисты валят» - и не только из России? Первое простое объяснение - такой мировой тренд. Коммуникации стали дешевыми, а жизнь – дорогой. Многие могут работать удаленно, и предпочитают так и делать. И до революции те, кто мог себе позволить, проводил зиму в Ницце. Поэтому сотня тысяч россиян проводит зиму в тепле, в Гоа, в Греции, в Таиланде. Там не только Антон Носик – там кроме него, массы москвичей, которые сдают свою квартиру десятку гастарбайтеров, и переезжают к солнцу.
Климат в России не изменишь. Но у высокой подвижности, «мобильности» населения есть и другие причины. Жизнь в городах стала очень нелегкой – чтобы свести концы с концами, нужно много денег, а квартплата всюду очень высокая, и в Москве, и в Лондоне, и в Тель-Авиве.
Обитатели квартир не пускают корни, это еще большая беда. Можно переехать из города в город, из страны в страну, и почти не заметить – квартира она и есть квартира, а тем более если она – съемная.
Эти проблемы можно решить. Россиянам надо дать землю на жилищное строительство. Без права перепродажи, чтобы избежать спекуляций, но дать, так чтобы молодая семья могла себе построить дом и жить в нем спокойно всю свою жизнь, и передать своим детям. Что-то похожее сделали в Америке в 19-м веке – приняли Homestead Act, и благодаря ему Америка стала на долгое время самой процветающей страной. И впрямь, глупо получается – в России с ее огромной территорией люди живут скученно в многоэтажках, а не свободно в своих домах.
[В Англии жилье было дешевым, пока действовал закон о «проживающих владельцах». Этот закон отделял людей, живущих в своих домах и квартирах, от тех, кто купил дом для спекуляции, инвестиции или сдачи внаем. «Проживающим владельцам» закон помогал, а прочих – давил. И богачи отделались от своих вторых и третьих квартир, квартиры пришли на рынок и подешевели, и люди стали жить в собственных домах и квартирах. Потом, с победой неолиберализма, закон отменили, нахлынули инвесторы, спекулянты – и молодые английские специалисты потянулись за рубеж в поисках крыши над головой.]
Народ стал подвижным, и нужно решать проблему жилья, чтобы удержать население. Но решать не путем строительства жилмассивов, а более творчески – стимулируя собственное строительство на земле, ограничивая произвол владельцев пустых квартир, таким образом сочетая американский и английский прием.
А когда у молодых русских людей будут свои дома, увитые плющом и с розами в саду – их отсюда никто не сманит.
Комсомольская ПравДа!
Комментариев нет:
Отправить комментарий