четверг, 3 октября 2013 г.

Писатель Николай Стариков поговорил с сахалинцами о национализме, школьных учебниках истории и православной церкви

2 октября известный российский писатель Николай Стариков встретился с сахалинцами. В зале областной научной библиотеки не было свободных мест. Пообщаться с автором пришли писатели и поэты, преподаватели и студенты СахГУ, школьники, участники военных действий в Афганистане, политики, краеведы, общественные деятели, журналисты.

На Сахалин Николай Стариков привез почти все свои книги, в том числе последнюю "Геополитика. Как это делается". Общение началось с заранее подготовленных и импровизированных рецензий на книги Старикова.

"Книгу "Кто заставил Гитлера напасть на Сталина" я прочитал недавно, - сказал почетный гражданин Сахалинской области, автор многочисленных книг и краеведческих публикаций Константин Гапоненко. - В ней есть много деталей, о которых я даже не знал. Это замечательная книга, я буду ее еще не раз перечитывать, как перечитывают не детективы, например, а произведения Гоголя, - вдумчиво, каждый раз открывая для себя новый пласт мудрости".

После нескольких персональных выступлений заработал свободный микрофон. Все желающие могли задать Николаю Старикову вопросы.

Южно-сахалинский школьник спросил про отношение к американизации российского образования. Стариков четко обозначил свое несогласие с этой тенденцией. По его словам, он и его единомышленники выступают против ЕГЭ и других западных стандартов, внедряемых в наших школах, а также против той трактовки истории, которая предложена современными учебниками.

"В истории не должно быть плюрализма, - заявил Стариков. - Его ведь нет в математике или химии. Детям же не говорят, что дважды два - четыре, а может пять, а может семь, выберите себе версию, которая вам нравится. Почему тогда в истории это происходит? На Западе, между прочим, плюрализма в этом вопросе нет. И еще я сторонник того, чтобы историю преподавали не фрагментарно: отдельно историю России, потом историю Европы этого же периода. У человека в таком случае не возникает параллелей. Поменьше дат и побольше понимания самих процессов. Потому что когда заставляют учить только дату Грюнвальдской битвы, не все понимают, зачем это нужно".

Прозвучал вопрос и про отношение автора к русским националистам.
"Как я могу относиться с уважением к людям, которые хотят, называя себя русскими националистами, полностью уничтожить русское государство, которые призывают отделить от него те территории, которые стали составной частью нашей страны? - ответил писатель. - Наши деды и прадеды создавали большую страну, платили за это жизнями... Вот эти люди, которые называют себя такими русскими националистами и хотят построить маленькую такую русскую страну в рамках Садового кольца, - они что, умнее Суворова и Кутузова? Они умнее генерала Ермолова? И умнее всех царей? Пусть они спросят себя, почему цари шли на эти никому якобы не нужные Кавказ и Дальний Восток. Наверное, во всем этом был великий смысл. И, если мы считаем, что история наших предков - это история осмысленных побед, то как мы можем перечеркнуть эти победы расчленением нашей страны? К таким националистам я отношусь без какого-либо уважения. Я очень не хочу, чтобы под словом "русский" проталкивалась разрушительная идеология расчленения единого геополитического пространства. Это нужно нашим врагам, но никак не нам самим. Но есть русские националисты, которые выступают за сильную мощную Россию. С этими людьми можно договариваться, искать точки соприкосновения. Я тоже хочу сильную и мощную Россию".

Бывший сахалинский депутат поделился со Стариковым обидой.

"Меня очень удивляет, что ни президент, ни премьер-министр, ни председатель Русского исторического общества господин Нарышкин не поздравляют нас с Днем победы над Японией, который узаконен как памятная дата, - сказал выступающий. - Я считаю, что это немножко обидно. Очень хотелось бы, чтобы ответ на этот вопрос прозвучал в вашей очередной книге. Почему, скажем, в 2005 году со 150-летием подписания Симодского договора президент нашей страны поздравляет японцев, а нас, несмотря на многочисленные требования всей сахалинской общественности, 3 сентября не поздравляет? Разве страна не гордится тем, что мы здесь с 1945 года находимся? Мы что, стыдимся этого? Нет. Тот, кто хотел уехать отсюда, уехал".

Также экс-депутат попросил Старикова, если тот задумает написать книгу о Дальнем Востоке, осветить следующий момент - почему в России нет никакой ответственности за изображение страны без Курильских островов.

Один из журналистов задал вопрос о современном состоянии Русской православной церкви - устраивает ли оно писателя?

"Русская православная церковь выросла из Константинополя и является духовным центром нашей страны на протяжении более тысячи лет, - ответил Стариков. - Я не вижу никаких причин, чтобы этот духовный стержень должен был каким-то образом меняться. Величайшая в мире Российская Империя была создана именно как православная страна. Советский Союз постарался заменить православие какой-то новой идеологией. Частично это получилось, но мы видим, что в относительно короткий срок государство все-таки постаралось ввести религию в качестве духовного стержня. Я имею в виду сталинские времена, когда начался разворот государства в отношении православия, еще во время войны. Потом Сталина отравили, и религия опять стала подвергаться гонениям при Хрущеве. Не при Сталине основные гонения были, а при Хрущеве. И уже только при крушении государственности опять роль православия вернулась. Я не понимаю, когда говорят о состоянии современной православной церкви. Состояние ровно такое же, каким было тысячу лет, ничего не изменилось. Если вам что-то не нравится, не судите об этом, не ходите в церковь.

Православная церковь сегодня никому в душу не лезет. В то же время она подвергается информационному удару. Точка зрения противников церкви сформирована под влиянием серьезной информационной атаки на Россию. Вы отделяйте Бога от людей. В любом человеческом коллективе найдется человек, который сможет его дискредитировать. Но гораздо больше священников, монахов, старцев, которые вызывают громадное уважение. Я порекомендовал бы вам съездить в какой-то духовный центр. Я вот был на Соловках недавно. Пообщаться, помолиться. И вы начнете относиться к этому по-другому".

Звучали также вопросы про мигрантов и так называемую исламскую революцию, про борьбу с коррупцией в России, про кризис в отечественной и мировой экономике и ситуацию в Сирии... В итоге Николай Стариков общался с сахалинцами вдвое дольше, чем было запланировано. Впереди у писателя - встреча с курильчанами.



 

1 комментарий:

  1. А помнится мне, что Николай Викторович планировал в сентябре Чечню посетить... Я всё помню.

    ОтветитьУдалить