вторник, 4 февраля 2014 г.

Школьный расстрел как жертвоприношение

Андрей Сидорчик
03.02.14  

Андрей Сидорчик © / АиФ 

Россия ставит «брейвиков» на поток

 
Жалобы тех, кто считает, что Россия в последние годы движется в разных направлениях с «цивилизованными странами», совершенно беспочвенны. Трагедия в московской школе номер 263, где один из учеников старших классов убил учителя и сотрудника полиции, ещё раз доказала, что мы совершенно определённо «шагаем в ногу» с прогрессивным человечеством. И мелкие разногласия по поводу прав геев принципиальной роли не играют. Российская земля ныне рождает не «собственных Платонов», а собственных Брейвиков, причём эта тенденция только укрепляется.
 
 В чём причина этого явления? Иногда говорят, что в России неуравновешенные личности стали копировать манеру поведения западных «коллег», и расстрелы у нас в стране становятся подражанием американским и западноевропейским образцам.

В этом есть доля истины, но доля довольно небольшая. Конечно, на российских «стрелков» оказали влияние те, кто врывался в школы и кинотеатры с оружием наперевес за океаном.

Но вот какой интересный момент: о подобных случаях советские СМИ в рубрике «Их нравы» сообщали ещё в самые махровые годы «застоя», однако тогда в СССР подражателей как-то не находилось.

И дело тут не только в том, что сейчас в России оружие стало доступнее. В конце концов, и в Советском Союзе было немало тех, кто хранил наградное оружие, а также тех, кто совершенно легально владел охотничьим оружием. И то, и другое вполне подходит для массовых расправ, доказательством чему служат примеры последнего времени.

Однако в СССР почему-то никто не устраивал расстрелов на рабочем месте, и не являлся «вершить правосудие» в школу с пистолетом в руке.

От брата до волка


Тогда в чём же корень зла на самом деле?

Главная проблема постсоветского периода в России заключается в том, что отечественные реформаторы увидели в капиталистической системе идеал, не имеющий изъянов, который следует слепо копировать, а не то «настанет новый 37-й год».

В результате российское общество с неизменным постоянством «подрывается на минах», на которых ранее начали «подрываться» на Западе.

Советское общество во главу угла ставило коллективизм и сотрудничество. Это, разумеется, не исключало бытовых ссор и неприязненных отношений, однако задавало совершенно чёткое настроение: «человек человеку друг, товарищ и брат». Сосед по лестничной клетке, коллега по работе, попутчик в метро не рассматривался как непримиримый конкурент и угроза.

Люди, пытавшиеся шагать к вершинам «по головам» других, осуждались на идеологическом уровне. Это не значит, что такого явления в советском обществе не было вообще, однако человек, исповедовавший чуждые установкам общества принципы, становился изгоем.

Принципы советского общества исключали саму возможность существования «лишних людей», выброшенных на обочину. Такая установка заставляла бороться за каждую личность, и потому на улицах Москвы 1970-1980-х годов невозможно было увидеть умирающих на мостовой людей, мимо которых спешил поток занятых прохожих, не обращавших внимание на несчастных.
Школа №263, где произошла трагедия. Фото: АиФ / Роман Кульгускин
Кардинальные изменения начала 1990-х поставили всё с ног на голову. Капиталистическое общество базируется, прежде всего, на жесткой конкуренции. Коллега, сосед, попутчик в метро, водитель из соседнего авто – твой конкурент в борьбе за место под солнцем. Тот, кто отстаёт хотя бы на полшага, будет затоптан более удачливыми – ничего личного, только бизнес.

Благотворительные фонды, волонтёрские объединения, занимающиеся помощью слабым и больным, делают большое дело, однако они не в состоянии изменить принципы, заложенные в основу системы – «человек человеку волк».

Постоянная жёсткая конкуренция, несомненно, является двигателем экономического прогресса, но есть у неё обратная сторона – ожесточение людей, которые в борьбе за место под солнцем идут на самые грязные и чудовищные меры.

За всё надо платить


«Заказать» родного отца ради получения заветной жилплощади, расправиться с собственным ребёнком ради устройства личного счастья – подобные преступления, несмотря на всю их чудовищность, в современной России уже мало кого удивляют.

Но иногда человек, неважно, молодой или зрелый, чувствуя, что проигрывает конкуренцию и становится «лишним», начинает ненавидеть все человечество. И, будучи не в силах изменить миропорядок, такой индивидуум отправляется мстить всем, до кого может дотянуться.


Как правило, дотянуться «мститель» может лишь до ни в чём не повинных, тех, кому просто не повезло оказаться не в то время и не в том месте.

Называя вещи своими именами, нужно сказать, что случаи, подобные тому, что произошёл в школе номер 263 – это плата за исторический выбор, сделанный на рубеже 1990-х годов.

Когда сторонники легализации короткоствольного огнестрельного оружия в России добьются своего, этих жертв станет ещё больше, и мы окончательно сблизимся с «цивилизованным миром».

Сблизимся до такой степени, что разночтения в вопросах с геями не будут играть не только принципиальной, но и вообще какой-либо роли.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
 

3 комментария:

  1. Всё так! " Тлетворное влияние Запада" .... Очень точно сказано по сути -- КОНКУРЕНЦИЯ везде, во всём... Слабаков -- на обочину, человек человеку -- волк... Боже, к чему мы идём?! Надо что-то с этим делать...,

    ОтветитьУдалить
  2. Статья правильная. Можно добавить про "конкуренцию". У нас, в СССР, было соцсоревнование, были конкурсы, которые ориентировали людей на достижение хороших результатов, но НЕ ПО ТРУПАМ, а как бы играючи, оптимистично, то есть, не ради денег, а ради здорового, спортивного увлечения. За лучшие достижения, за творческое начало, что придавало смысл жизни. Деньги не выпячивались. Свои издержки есть и тут, но ориентир, курс был правильный, ведь в любом человеке сидит эгоист. А раз он и так сидит, зачем его стимулировать? Ведь что ОНИ сделали? Они, эти чубайсы, из маленьких росточков эгоизма взрастили монстров. Вот и всё.
    Раньше были: лучший учитель, лучший токарь, лучший сталевар, лучший лётчик и тд и тд. За это прежде всего была благодарность людей, понимание того, что ты нужен. Сейчас же человек чувствует себя брошенным и даже ничтожным. А что может родиться в голове несчастного подростка, который видит всё это? Человеку нужен батька, отец народа (народов), тк человек слаб и он - вечный ребёнок. По этой причине он прибивается к какой-то секте, банде, к террористам, подпадает под зомбиирование (тк подсознательно даже стремится к этому). Даже сильный человек хочет быть кому-то нужен, а понятие "сильный человек" - оно ведь весьма относительное.
    К тому же добавлю, что если в полную силу расцветёт ЮЮ, то у нас будут просто заправские лихие детишки, осведомлённые обо всех своих "правах".

    ОтветитьУдалить
  3. Автор мыслит очень правильно, проявляя цельность мышления. Впервые вижу настолько ясный журналистский взгляд, зрелую гражданскую позицию и приоритетность вечных моральных ценностей в личной оценке события. От себя могу добавить лишь то, что "исторический выбор, сделанный на рубеже 1990-х годов", на самом деле вовсе не ВЫБОР, а лишь следствие общего, всепланетного исторического процесса, текущая фаза которого характеризуется вектором деградации человеческого сознания, находящегося в фокусе относительных, тленных, материальных ценностей и идеи власти кого-то над кем-то. Эта фаза наглядно демонстрирует нам, гомо сапиенсам, что в целом принципиального прорыва человеческой осознанности из животного существования пока не произошло, и технократический путь развития цивилизации оставляет нам шансов все меньше.

    ОтветитьУдалить