17.02.15
Олег Хавич
Полемика
Сразу же после подписания новых соглашений в Минске депутаты от Блока Петра Порошенко заявили, что ДНР/ЛНР «будут торпедировать все, о чем договорились». Но на самом деле «торпедный залп» в сторону мирного договора выпустили министр иностранных дел Украины Павел Климкин и сам Петр Порошенко.
Выступая в пятницу, 13 февраля, в Верховной Раде, глава МИД Украины заявил: «Любые шаги относительно так называемой амнистии будут осуществляться по закону, который рассматривался в Верховной Раде. Более того, эта амнистия никоим образом, подчеркиваю это, не может быть предоставлена тем, кто был задействован и привлечен к преступлениям против человечности. Это абсолютная позиция, которая была однозначно подчеркнута в рамках вчерашних переговоров». На вопрос, будет ли указ президента о помиловании лидеров боевиков, министр сказал: «Ответ очень прост: нет». В большинстве украинских СМИ новость о выступлении министра вышла под заголовком «П.Климкин: амнистия для лидеров "ДНР" и "ЛНР" невозможна». Напомню, что именно эти лидеры совместно с членами Трехсторонней контактной группы подписали «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений».
Как же заявления господина Климкина соотносятся с пятым пунктом этого документа, который гласит: «Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины»? С помилованием все понятно, хотя у Порошенко остается возможность дезавуировать слова Климкина. А что же с амнистией?
Украинская сторона явно подразумевает под словами «введение в силу закона» подписание спикером ВР и президентом Украины принятого еще 16 сентября 2014-го закона «О недопущении преследования и наказания лиц – участников событий на территории Донецкой и Луганской областей». Однако, во-первых, этот закон принимал совсем другой парламент, тогдашний спикер Турчинов отказался его подписывать и передавать на подпись Порошенко, и вряд ли нынешний глава ВР Гройсман захочет брать на себя такую ответственность. А во-вторых, этот закон не столько объявляет амнистию для участников «незаконных вооруженных формирований» (то есть, под него попадают не только «Вооруженные Силы Новороссии», но и «Добровольческий Украинский корпус», «батальон ОУН» и т.п.), сколько перечисляет статьи уголовного кодекса, на которые закон не распространяется.
Кроме того, чтобы даже теоретически рассчитывать на амнистию по этому закону, фигуранты преследования должны добровольно сдать государственным органам или не хранить огнестрельное оружие, боевые припасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, военную технику, а также не занимать здания, помещения государственных органов и органов местного самоуправления и не принимать участия в блокировании работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в Донецкой и Луганской областях, о чем подать соответствующее заявление в орган досудебного расследования, который осуществляет уголовное производство.
Даже если напрячь фантазию и предположить начало уголовного преследования бойцов «Азова» или «Днепра», захвативших здания и заблокировавших работу органов местного самоуправления в Мариуполе или Курахово, то сложно себе представить боевиков «Оплота», подающих в Артемовск заявление о «разблокировании городского совета Дебальцево».
Но дело, скорее всего, не в том, что официальный Киев планирует трактовать новые минские соглашения в свою пользу, – он их просто не собирается выполнять. В ту же пятницу, 13 февраля, Петр Порошенко четко позиционировал себя как «президента войны», проведя вместо анонсированного заседания Национального совета реформ несколько лишних часов на базе Национальной гвардии – конечно же, в военной форме и каракулевой шапке-ушанке. И если воинственные призывы президента Украины противоречат мирным соглашениям по духу, то его заявление сразу же после их подписания перечеркивает один из пунктов «Комплекса мер…» де-факто.
«Социальные выплаты должны быть восстановлены, но после стабилизации политической ситуации, проведения выборов и восстановления государственного суверенитета Украины на оккупированных территориях», – так Петр Порошенко понимает пункт восьмой соглашений, в котором идет речь о «полном восстановлении социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты». То есть снимать блокаду неподконтрольной части Донбасса Украина в обозримом будущем не собирается, о чем свидетельствует и официальное введение пограничного режима с ними – за день до переговоров в Минске.
Кстати, блокада осуществляется по образцу мер, которые режим Саакашвили применил к неподконтрольным Южной Осетии и Абхазии. Так что вполне возможно, мы еще услышим о «военно-морской блокаде так называемой ДНР» применительно к порту Новоазовск.
Однако выпустить реальную торпеду по катерам боевиков украинскому флоту вряд ли удастся – ведь единственная подводная лодка из его состава сейчас передана в музей Черноморского флота РФ. Правда, эта субмарина и до аннексии Крыма не могла опуститься даже на перископную глубину…
Олег Хавич
Полемика
Сразу же после подписания новых соглашений в Минске депутаты от Блока Петра Порошенко заявили, что ДНР/ЛНР «будут торпедировать все, о чем договорились». Но на самом деле «торпедный залп» в сторону мирного договора выпустили министр иностранных дел Украины Павел Климкин и сам Петр Порошенко.
Как же заявления господина Климкина соотносятся с пятым пунктом этого документа, который гласит: «Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины»? С помилованием все понятно, хотя у Порошенко остается возможность дезавуировать слова Климкина. А что же с амнистией?
Украинская сторона явно подразумевает под словами «введение в силу закона» подписание спикером ВР и президентом Украины принятого еще 16 сентября 2014-го закона «О недопущении преследования и наказания лиц – участников событий на территории Донецкой и Луганской областей». Однако, во-первых, этот закон принимал совсем другой парламент, тогдашний спикер Турчинов отказался его подписывать и передавать на подпись Порошенко, и вряд ли нынешний глава ВР Гройсман захочет брать на себя такую ответственность. А во-вторых, этот закон не столько объявляет амнистию для участников «незаконных вооруженных формирований» (то есть, под него попадают не только «Вооруженные Силы Новороссии», но и «Добровольческий Украинский корпус», «батальон ОУН» и т.п.), сколько перечисляет статьи уголовного кодекса, на которые закон не распространяется.
Кроме того, чтобы даже теоретически рассчитывать на амнистию по этому закону, фигуранты преследования должны добровольно сдать государственным органам или не хранить огнестрельное оружие, боевые припасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, военную технику, а также не занимать здания, помещения государственных органов и органов местного самоуправления и не принимать участия в блокировании работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в Донецкой и Луганской областях, о чем подать соответствующее заявление в орган досудебного расследования, который осуществляет уголовное производство.
Даже если напрячь фантазию и предположить начало уголовного преследования бойцов «Азова» или «Днепра», захвативших здания и заблокировавших работу органов местного самоуправления в Мариуполе или Курахово, то сложно себе представить боевиков «Оплота», подающих в Артемовск заявление о «разблокировании городского совета Дебальцево».
«Социальные выплаты должны быть восстановлены, но после стабилизации политической ситуации, проведения выборов и восстановления государственного суверенитета Украины на оккупированных территориях», – так Петр Порошенко понимает пункт восьмой соглашений, в котором идет речь о «полном восстановлении социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты». То есть снимать блокаду неподконтрольной части Донбасса Украина в обозримом будущем не собирается, о чем свидетельствует и официальное введение пограничного режима с ними – за день до переговоров в Минске.
Кстати, блокада осуществляется по образцу мер, которые режим Саакашвили применил к неподконтрольным Южной Осетии и Абхазии. Так что вполне возможно, мы еще услышим о «военно-морской блокаде так называемой ДНР» применительно к порту Новоазовск.
Олег Хавич, специально для Полемики
Комментариев нет:
Отправить комментарий