пятница, 22 января 2016 г.

К. Сёмин. Шухер

22.01.16
Константин Семин
Facebook © 2016 

Был у нас в юности товарищ. По прозвищу, допустим, Шухер. Отчаянный парень, не чета нам, ботаникам. Закончил престижную школу, но в университет не попал. А попал в артиллерийское училище и в армию. Да не куда-нибудь — в Таджикистан. Служба Шухера закалила. Вернулся совсем бывалым человеком. Рассказывал ужасы, и мы, конечно, ужасам верили. Дедовщина, наркота, драки в казармах. Подраться Шухер — несмотря на скромные габариты — любил и никогда не упускал возможности. Его боевое искусство уходило корнями вглубь веков и сводилось к единственному правилу — бить первым, без разговоров, как можно сильнее. Этой стратегии Шухер придерживался настолько тщательно, что нередко люди даже не успевали понять, кто он такой и в чем, собственно, проблема.

Наш товарищ неизменно пребывал в стесненных финансовых обстоятельствах. Однако в какой-то момент всё резко поменялось.
.
"Прикинь, Шухер стал олигархом," - сказал мне Лёха. Через несколько дней я смог убедиться в этом сам. Широко улыбаясь, Шухер подкатил к нам на сияющей белой тойоте-праворульке. Рядом сидел громила с детским лицом.

— Знакомьтесь. Это Водяной. Едем бухать. Я угощаю.

Такая внезапная расточительность в сочетании с "праворулькой" сразила нас наповал. Мы привыкли к тому, что Шухер стреляет у всех сигареты и никак не могли поверить в его волшебное преображение. В 98-м году, через какие-то полгода после кризиса, никто из нас и не мечтал о собственном, пусть даже отечественном, автомобиле. А тут целая тойота! А вслед за ней и прочие фирменные атрибуты коммерческого успеха — пейджер, шмотки, тёлки, джин с тоником.
.
Наши души переполнялись белой, дружеской завистью. Но Шухер уворачивался от вопросов и лишь продолжал улыбаться. "Бизнес, пацаны. Чисто бизнес. Надо крутиться. Поднялся, потому что кручусь." Попытки разговорить Водяного — беззлобного, но молчаливого парня — тоже не увенчались успехом. В итоге мы просто смирились и мысленно перенесли Шухера из "общих контактов" в раздел "полезные знакомства."
.
Загадочный бизнес, между тем, рос, как на дрожжах. У парней появилась "волына" (пистолет), что еще больше охладило наше любопытство. Пошли разговоры об экспансии. О том, что Маркс, наверное, назвал бы вывозом капитала. Шухер прорабатывал план открытия палатки (коммерческого киоска) в одном из спальных районов. Однако этим замыслам не суждено было осуществиться.
.
Под ударами беспощадной судьбы сказка рассыпалась. Сначала в больницу попал Водяной. Он свалился с фонарного столба, который они с Шухером освобождали от бесполезных — как им представлялось — проводов. Точнее, на столб карабкался Водяной, а Шухер находился внизу и обеспечивал ему моральную поддержку. Водяному полагался процент от каждого сданного во вторцветмет килограмма. Перед нами открылась классическая схема взаимоотношений между работодателем и наемным работником. В любом случае травмы оказались настолько тяжелыми (врачи говорили о переломе позвоночника), что это, "непрофильное", направление бизнеса пришлось свернуть. А еще через неделю обанкротилось и "профильное". Шухера уволили со склада авиаремонтного завода, где он, как выяснилось, всё это время числился начальником охраны. Поскольку охрана, опять-таки, состояла из Шухера и Водяного, нетрудно догадаться, каким образом формировался первоначальный капитал их совместного предприятия.
.
Словно в истории про солдата и огниво, вся роскошь — пейджер, шмотки, телки, джин с тоником — растворились в воздухе. Шухер опять стал Шухером и снова, как и до предпринимательского триумфа, принялся стрелять сигареты. В общем, сказала бы сейчас Юля Латынина, у Шухера не получилось. Но у многих-то получилось! И глядя на упитанные лица участников гайдаровского форума, или съезда РСПП, или какого-нибудь другого давоса, я каждый раз стараюсь угадать в этих благородных господах знакомые черты — улыбку, жесты, мимику нашего Шухера. И вы знаете, мне кажется, я вижу его там, среди них.

Комментариев нет:

Отправить комментарий