пятница, 12 февраля 2016 г.

В. Скачко. «Минск-2»: недоиспользованный инструмент и шанс

Versii.com12.02.16
Владимир Скачко
Версии 

«Минск-2»: недоиспользованный инструмент и шанс
Первую годовщину (12 февраля) Минских соглашений-2 («Минска-2») разные стороны встретили по-разному. Полномочный представитель самопровозглашенной ДНР на переговорах о мире в Донбассе Денис Пушилин в Москве заявил: «К сожалению, быстрых решений на сегодня ждать не приходится. Учитывая динамику переговоров и отношение украинской стороны к реализации Минских соглашений, процесс урегулирования конфликта может затянуться на 10-15 лет». В ЛНР с ним полностью согласны, и ополченцы обеих непризнанных госформирований держат порох сухим, а собственные войска – в полной боевой готовности.

В Украине, которая называет гражданский конфликт «антитеррористической операцией» (АТО) и при помощи армии подавляет оппонентов на собственной же территории, продолжают утверждать, что это – «агрессия России», а ополченцы срывают выполнение договоренностей. Накануне годовщины подписания документа пресс-центр АТО сообщил официально, что в ночь на 12 февраля «под минометным огнем противника оказались наши позиции в Зайцевом, Красногоровке и Песках, кроме того, в Красногоровке боевики применили зенитную установку». А за прошлые сутки «пророссийские наемники 53 раза открывали огонь по позициям сил АТО». ДНР и ЛНР уже даже не комментируют такие сообщения, но если их спрашивают, то отвечают в том же духе: ВСУ устраивают провокации против самопровозглашенных республик.

Те же, кто инициировал этот документ как попытку урегулировать гражданскую войну в Украине, принести мир в Донбасс и таким образом отчитаться о выполненной благородной работе, продолжают в том же духе – в «нормандском формате», но только рангом представительства пониже. Если все будет хорошо, то 13 февраля в Мюнхене встретятся министры иностранных дел Германии, Франции, России и Украины. А утрясали «Минск-2», если вы помните, лидеры этих стран плюс главы самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Хотя и подписывали только представители: от России – ее посол в Украине Михаил Зурабов, от Украины – ее второй президент Леонид Кучма, от ДНР – ее глава Александр Захарченко, от ЛНР – ее глава Игорь Плотницкий, плюс «смотрящий» посол ОБСЕ Хайди Тальявини. А чтобы вообще все было чин чинарем, то есть на самом высоком уровне, 17 февраля 2015 года резолюцию в поддержку Минских соглашений-2 принял Совбез ООН. Из подписантов иных уж нет, а те, что остались или пришли заново, бьются, как рыба об лед, стараясь впихнуть, как говорится, невпихуемое.

Следовательно, и понижение «юбилейного» ранга вполне объяснимо: «Минск-2» мало что изменил в настроениях и расстановке сил встречающихся. Позиция Украины известна: она должна выполнять «Минск-2» в первую очередь, но не делает этого, всегда находя отмазки и обвиняя Москву, Донецк и Луганск в срыве договоренностей. Россия утверждает, что никакой войны против Украины она не ведет, а только помогает соотечественникам, которые не приемлют проявлений украинского неонацизма и неофашизма, воцарившихся в Киеве после госпереворота 22 февраля 2014 года. А Франция и Германия хоть и не подписывали документ, но рьяно настаивают на безусловном выполнении «Минска-2», продлив срок его деятельности на 2016 год и периодически обвиняя в непоследовательности и срыве то Киев, то – чаще всего – Москву. Еще один участник «минских игрищ» и, напоминаю, подписант документа – ОБСЕ – непосредственно через свои миссии в Донбассе следит за выполнением договоренностей и периодически констатирует: геополитические пляски на костях и крови украинцев по обе стороны противостояния в Донбассе продолжаются.

А иначе и быть не могло и пока не может. Потому что:

– Украина была и остается площадкой для выяснения геополитических взаимоотношений, если хотите – геополитического противостояния между Западом (коллективным – США и их европейскими союзниками по ЕС и НАТО) и Россией. Суть его проста, как любой угол кубического здания штаб-квартиры НАТО в бельгийской столице. Россия заявила о своих национальных интересах, непризнании итогов своего поражения в былой холодной войне и претензиях на роль сверхдержавы хотя бы в своем регионе, а ей пытаются указать на «свое место». Об этом и «трут» так кроваво в Украине вообще и в Донбассе в частности;

– ничего не изменится и никакой «Минск-2» не поможет, пока на Украину существует такой запрос на вечный гнойник на границе, обеспечивающий постоянное напряжение и нестабильность между участниками противостояния – Россией и ЕС, а также присутствие США в качестве «антикризисного менеджера» или, если хотите, «крыши Европы» в противостоянии с «русским медведем». Хотя ни для кого в мире не секрет, что если бы президенты США и России Барак Обама и Владимир Путин договорись о мире, то все в Киеве, Донецке, Луганске, Брюсселе, Вене, Берлине и Париже взяли бы под козырек и «Минск-2» был бы выполнен аж бегом. Но самое простое, как обычно, оказывается и самым сложным, потому как очень сложна общая конфигурация упомянутого геополитического противостояния – слишком многое у многих поставлено на карту.

И только Украину «утюжат» то госпереворотами и «цветными революциями», то гражданской войной, то ее рецидивами, за которыми стоят сильные мира сего;

– вполне объективно и исходя из упомянутых совершенно разных геополитических установок и планов всем сторонам противостояния, даже маленьким и никем не признанным ДНР и ЛНР, не нужен окончательный мир в Донбассе, который закончился бы окончательным же развалом Украины. Во всяком случае сейчас – пока не нужен. Всем нужна вся Украина. Киеву – по понятным причинам государственного характера, очевидного, оказывается, даже нынешним властям: Украина уже потеряла Крым, и дальнейший уход территорий – это начало государственного распада. Коллективному Западу – потому, что максимально близко и широко подтягивает и приближает его к границам России (известные «ракеты НАТО, нацеленные на Воронеж»). России – потому, что с переходом Украины под западное крыло исчезает не просто дружественное государство, а огромная буферная зона с лояльным к России населением. Плюс очень и очень серьезно сужается «русский мир» – зона всяческого естественного российского влияния в регионе. Ну а ДНР и ЛНР, если их не возьмет на содержание Россия, без единой Украины просто не выживут как части некогда единого общеукраинского народнохозяйственного комплекса – без рынков сбыта своей продукции, без кооперационных и финансово-промышленных связей и т. д.;

– исходя из вышесказанного, такое, как сегодня, выполнение «Минска-2» ведет лишь к «замораживанию» конфликта в Донбассе. То есть к откладыванию окончательного выяснения геополитических отношений между сильными мира сего (Западом и Россией) на неопределенное будущее. На потом, которое придет неизвестно когда. Может быть, когда стороны поймут, что накопили достаточно сил, чтобы «убить» врага, и пойдут в решительный бой. Или «купить» всю Украину вместе с ДНР и ЛНР. Но по-любому все это будет происходить на территории Украины, где останутся «замороженные» ДНР и ЛНР как постоянные потенциальные источники нестабильности и даже военного противостояния, когда кто-то захочет «разморозить» войну и перевести ее в горячую фазу. И примеры такого существования и потенциального «размораживания» есть по всему миру. Даже на постсоветском пространстве – Приднестровье, Нагорный Карабах. Особняком стоят Абхазия и Южная Осетия, уже вычлененные из Грузии и частично признанные как независимые государства, находящиеся почти полностью на содержании России. Или как Северный Кипр, полностью подъедающийся с турецкого стола. Или как Косово, которое признали на Западе, чтобы «замочить» Сербию, которую считают «агентом Москвы» на Балканах.

И вот на таком фоне можно сегодня констатировать: «Минск-2» по-любому все равно выгоден для Украины в первую очередь, а для всех остальных – лишь во вторую. «Минск-2» – это всего лишь инструмент, который дает Киеву, с одной стороны, мир. С другой – шанс на достойное мирное развитие и обновление в сегодняшних непростых условиях, когда под воздействием внешних неблагоприятных факторов – давления с двух сторон, с Запада и России – полупотеряны суверенитет и государственная субъектность. И если Украину приглашают на переговоры, то только для проформы, чтобы использовать в своих целях, о которых с Киевом даже не советуются, а лишь ставят перед фактом и «нарезают» задачи.

Сегодня более-менее выполняется первый (и единственный из тринадцати) пункт «Минска-2» – о прекращении огня. Нынешнее состояние «ни войны, ни мира» для Украины и Донбасса – это и есть мир. Прекратились бессмысленные жертвы среди как украинских военных и ополченцев ДНР/ЛНР, так и среди мирных жителей по обе стороны линии разграничения огня. Да, это не окончательный мир. Да, постреливают с двух сторон периодически. Да, устраиваются взаимные провокации. Но кровь-то не льется широким потоком, как это было до 12 февраля 2015 года. Потому что интенсивная война (пусть и необычная, «гибридная») с использованием всех видов вооружения закончена на определенных условиях, которые еще нужно выполнить. Это первый важный момент для оценки «Минска-2».

Второй заключается в том, что «Минск-2» – это лишь инструмент или набор инструментов, дающих Украине шанс на будущее, только в умелых руках ее политиков. Это можно сказать о любом из остающихся невыполненными пунктов «Минска-2», но главным среди них является пункт о будущем госустройстве Украины – пункт о децентрализации, закрепленной в новой Конституции страны. Киев вроде бы согласен его выполнять, но только номинально: так, чтобы и особый статус отдельных районов двух областей Донбасса был зафиксирован, и главный принцип украинской государственности – ее соборность – не был нарушен.

Другими словами, нынешние украинские власти, во-первых, не желают признавать две аксиомы из своего недавнего и весьма бесславного прошлого:

а) если бы они после силового прихода к власти не напугали некоторые регионы страны резким изменением государственного курса и гуманитарной политики, то не возникли бы стихийные центробежные настроения, которыми так умело и вовремя (в Крыму) воспользовалась Россия;

б) если бы Киев вместо угроз насильственным путем переделать всех граждан страны в расово правильных украинцев, патриотов и «цэевропейцев», стремящихся в Европу, сел за стол переговоров с недовольными, то, не исключено, и Крым до сих пор был бы в Украине, и войны в Донбассе не было бы. Но Киев проигнорировал то, что любые, даже длительные и кажущиеся безуспешными переговоры лучше любой скоропалительной перестрелки. И войны, в которой льется кровь, а ее переступить потом очень сложно.

Эти аксиомы действительны и сегодня в отношении Донбасса. И выполнение «Минска-2» дает шанс на переговоры не только о сохранении ДНР и ЛНР в составе Украины, но и вообще о сохранении территориальной целостности страны. Если Киев начнет переговоры со своими регионами о новых принципах госустройства и взаимоотношений с центром, то это даст, как минимум, время для того, чтобы выработать и разумную и перспективную политику и предложить ее всей стране, а не ее отдельным анклавам, которая удовлетворит всех. Федеративное, конфедеративное, автономистское устройство только тогда чревато расколом государства и сепаратизмом, когда центр не может разумно, эффективно и выгодно руководить регионами, а давит на них, не затрагивает жизненные интересы граждан, живущих в этих регионах и претендующих на свою «отдельность». Существование огромного количества федеративных государств (той же Германии, Швейцарии или США с Канадой и Австралией) – тому ярчайший пример, почему-то упорно игнорируемый Киевом.

Во-вторых, очевидно, Киев понимает скрытую подоплеку торможения «Минска-2» и той политики двойных стандартов, которая используется в требованиях имплементации пунктов документа. Киев, вероятно, понимает, что стороны геополитического противостояния оставляют конфликт в Донбассе себе про запас и потому действуют по принципу известного сержанта Петренко «иди сюда, стой там!». То есть на словах выступают за скорейший мир, а на деле «подкармливают» оружием, финансами, советниками и инструкторами своих союзников в конфликте: Запад – верную себе украинскую власть, Россия – ДНР и ЛНР. И в такой ситуации Киев, похоже, надеется на победу Запада и рассчитывает с его помощью как-то склонить победу в Донбассе (а то и вообще в Крыму) на свою сторону силовыми методами. А эта надежда губит и мир, и шанс на мирное развитие, а то и вообще на сохранение государственности в будущем. Глупые иллюзии всегда оборачиваются такими же аллюзиями. Не более того. Увы и ах...

...Вот, собственно, и все, что схематически вырисовывается вокруг «Минска-2» к его первой годовщине и что можно сказать по его поводу. А что на эту тему предложат Киеву, Луганску и Донецку в Мюнхене, частично станет известно завтра. Если, конечно, главу МИД Украины Павла Климкина с его чудесной пацанской барсеткой с документами и бутербродами опять не будут на важные части переговоров отправлять в туалет, чтобы поговорить о серьезных вещах с умными людьми...
Владимир Скачко
Источник: Версии

Комментариев нет:

Отправить комментарий