12.02.16
Александр Чаленко
ИЗВЕСТИЯ
Сегодня, 12 февраля, исполняется первая годовщина «Минска-2», когда после разгрома ВСУ в Дебальцевском котле Путин, Меркель, Олланд и Порошенко собрались в столице Белоруссии, чтобы согласовать документ, который остановит боевые действия и положит начало мирному урегулированию в Донбассе.
Как оценить эти документы сейчас, по прошествии года, с точки зрения интересов России и Донбасса? Зрада или перемога?
По отношению к минскому мирному процессу российское патриотическое сообщество разделилось на две половины: одни — назовем их романтиками — считали, что «Минск-2» — это зрада, потому что надо не договариваться с Украиной, а продолжать удачно начатое наступление, при этом не останавливаться не только на освобождении Дебальцево, но и освобождении Донбасса. Надо, считали «романтики», добить врага в его собственном логове — в Киеве и во Львове, освободив от бандеровско-фашистского гнета не только Новороссию, но и Малороссию.
Раз из-за «Минска-2» наступление отменяется, то в нем виделся «слив Новороссии». То там, то тут появлялись комментарии видных деятелей лагеря «романтиков», которые со ссылкой на сверхавторитетные источники утверждали, что им доподлинно известно, что Россия буквально через месяц передаст контроль над границей с ЛДНР Украине, что вот-вот состоится сдача Донецка и Луганска захарченковскими и плотницкими наймитами.
Однако зрады не случилось.
Другая половина — «реалисты» — также считала, что режим украинских олигархов и украинских националистов надо разгромить, но полагала, что сейчас для реализации этой цели не представляется никакой возможности. Ополчение ЛДНР быстро разгромить украинскую армию не в состоянии — не то соотношение сил. Значит, война будет затяжной и в итоге приведет к полному разгрому гражданской и промышленной инфраструктуры, а значит, к гуманитарной катастрофе. Донбасс попросту превратится в выжженную пустыню.
Украинскую армию может победить только армия российская. Причем, довольно быстро, без особых потерь и разрушений городов. Но Россия не может открыто вмешаться в конфликт, как это было в 2008 году в Южной Осетии. Это обернулось бы жесткой конфронтацией с Западом, с которым Россия была уже достаточно сильно экономически и финансово интегрирована. Одного импортозамещения России нужно на полтриллиона долларов. Чем его компенсировать?
В итоге Россия выбрала путь дипломатии, и это себя оправдало. А все разговоры про «слив Новороссии» оказались несостоятельными.
Во-первых, «Минск-2» позволил отвести тяжелое вооружение от линии соприкосновения. И это позволило предотвратить новые жертвы среди мирного населения и полное уничтожение инфраструктуры и промышленности Донбасса.
Во-вторых, оказалось, что Украина не в состоянии выполнить свои обязательства по Минским соглашениям, что сделало невозможным выполнение и главного требования Киева — возвращения контроля над границей с Россией. И выйти из соглашений Украина не может — ее договороспособность гарантировали Германия и Франция.
Запад требует от нее выполнения уже взятых на себя обязательств, а они в основном следующие — децентрализация, закрепленная в Конституции Украины, предоставление районам, контролируемым ДНР и ЛНР, особого статуса и принятие специального закона о проведении местных выборов на территории ЛДНР, обмен пленными «всех на всех», всеобщая амнистия.
Украинское руководство прекрасно отдавало себе отчет, что распропагандированное украинское общество будет воспринимать все эти законы как уступку «террористам», а значит, его рейтинг упадет, что скажется на прочности режима. Поэтому Киев так и не принял нужного законодательства и вообще саботирует его принятие. Второе голосование по децентрализации, которое планировалось на 2 февраля, отложено на полгода. Даже принятый закон об особом статусе заморожен. Роман Бессмертный, представитель Киева на Минских переговорах, даже заявил, что Порошенко не обязан выполнять «Минск-2», потому что его не подписывал.
Это смешно, конечно. В таком случае от чьего имени и сам Бессмертный, и его напарник Кучма ведут уже год переговоры в столице Белоруссии?
Местных выборов в «отдельных районах Донецкой и Луганской областей», которые согласно Минским договоренностям должны пройти на основе украинского законодательства, но, повторюсь, принятого радой только после согласования его с руководством непризнанных республик Донбасса, видимо, не будет (во всяком случае, в ближайшее время), так как и у Украины, и у ЛДНР по их проведению разные, взаимоисключающие позиции.
Так, тот же Бессмертный недавно назвал пять пунктов, но основе которых должны будут пройти выборы.
Первое, в них должны принимать участие общеукраинские партии. Второе, выборы пройдут только по пропорциональной системе, причем партийные списки должны быть закрытыми. Третье, голосовать должны беженцы из Донбасса, которые уехали на территорию Украины. Четвертое, контроль над выборами должен осуществлять Центризбирком Украины. Пятое, украинские СМИ должны восстановить свою работу в ДНР и ЛНР.
С этим категорически не согласны республики. Их консолидированная позиция следующая: выборы надо проводить только на мажоритарной основе, поэтому вообще никаких украинских, общеукраинских партий там не должно быть. И действительно, как могут избираться в Донбассе Блок Порошенко или партия «Правый сектор», политические структуры, которые активно поддерживали АТО, а значит, и убийство мирных граждан и разрушение донецких и луганских городов?
В ЛДНР считают, что выборы должны контролироваться местными избиркомами, но не против того, чтобы в избирательные комиссии было включено по одному представителю украинского Центризбиркома с правом совещательного голоса. Что касается голосования беженцев, то это право должны также получить и граждане, которые в настоящий момент пребывают на территории России, а не только Украины.
Конечно, ЛДНР может провести местные выборы на основе своего собственного законодательства, но, увы, эти выборы не будут никем признаны.
Итак, будут ли или не будут Минские соглашения выполнены? Мой прогноз — они не будут выполнены никогда. Украиной.
Ни в 2016-м, ни в 2017-м, ни через 5 лет, ни через 10. И главная причина состоит в том, что Украина на это никогда не пойдет. Минский процесс ждет банальная рутинизация: Минская контактная группа будет продолжать встречаться, что-то обсуждать, о чем-то договариваться, но всё останется как прежде.
Но в результате «Минска-2» Донбасс получил какую-никакую, но мирную передышку, что позволило ему в течение этого года развернуть государственное строительство и начать налаживать мирную жизнь. Работают все государственные органы, налаживается экономика, образование перешло на российские стандарты, продолжается строительство армии, восстанавливается разрушенная гражданская инфраструктура. Народ стал возвращаться в Донбасс. А что будет дальше — посмотрим.
izvestia.ru
Александр Чаленко
ИЗВЕСТИЯ
Журналист Александр Чаленко — о том, что Украина никогда не выполнит Минские соглашения
Сегодня, 12 февраля, исполняется первая годовщина «Минска-2», когда после разгрома ВСУ в Дебальцевском котле Путин, Меркель, Олланд и Порошенко собрались в столице Белоруссии, чтобы согласовать документ, который остановит боевые действия и положит начало мирному урегулированию в Донбассе.
Как оценить эти документы сейчас, по прошествии года, с точки зрения интересов России и Донбасса? Зрада или перемога?
По отношению к минскому мирному процессу российское патриотическое сообщество разделилось на две половины: одни — назовем их романтиками — считали, что «Минск-2» — это зрада, потому что надо не договариваться с Украиной, а продолжать удачно начатое наступление, при этом не останавливаться не только на освобождении Дебальцево, но и освобождении Донбасса. Надо, считали «романтики», добить врага в его собственном логове — в Киеве и во Львове, освободив от бандеровско-фашистского гнета не только Новороссию, но и Малороссию.
Раз из-за «Минска-2» наступление отменяется, то в нем виделся «слив Новороссии». То там, то тут появлялись комментарии видных деятелей лагеря «романтиков», которые со ссылкой на сверхавторитетные источники утверждали, что им доподлинно известно, что Россия буквально через месяц передаст контроль над границей с ЛДНР Украине, что вот-вот состоится сдача Донецка и Луганска захарченковскими и плотницкими наймитами.
Однако зрады не случилось.
Другая половина — «реалисты» — также считала, что режим украинских олигархов и украинских националистов надо разгромить, но полагала, что сейчас для реализации этой цели не представляется никакой возможности. Ополчение ЛДНР быстро разгромить украинскую армию не в состоянии — не то соотношение сил. Значит, война будет затяжной и в итоге приведет к полному разгрому гражданской и промышленной инфраструктуры, а значит, к гуманитарной катастрофе. Донбасс попросту превратится в выжженную пустыню.
Украинскую армию может победить только армия российская. Причем, довольно быстро, без особых потерь и разрушений городов. Но Россия не может открыто вмешаться в конфликт, как это было в 2008 году в Южной Осетии. Это обернулось бы жесткой конфронтацией с Западом, с которым Россия была уже достаточно сильно экономически и финансово интегрирована. Одного импортозамещения России нужно на полтриллиона долларов. Чем его компенсировать?
В итоге Россия выбрала путь дипломатии, и это себя оправдало. А все разговоры про «слив Новороссии» оказались несостоятельными.
Во-первых, «Минск-2» позволил отвести тяжелое вооружение от линии соприкосновения. И это позволило предотвратить новые жертвы среди мирного населения и полное уничтожение инфраструктуры и промышленности Донбасса.
Во-вторых, оказалось, что Украина не в состоянии выполнить свои обязательства по Минским соглашениям, что сделало невозможным выполнение и главного требования Киева — возвращения контроля над границей с Россией. И выйти из соглашений Украина не может — ее договороспособность гарантировали Германия и Франция.
Запад требует от нее выполнения уже взятых на себя обязательств, а они в основном следующие — децентрализация, закрепленная в Конституции Украины, предоставление районам, контролируемым ДНР и ЛНР, особого статуса и принятие специального закона о проведении местных выборов на территории ЛДНР, обмен пленными «всех на всех», всеобщая амнистия.
Украинское руководство прекрасно отдавало себе отчет, что распропагандированное украинское общество будет воспринимать все эти законы как уступку «террористам», а значит, его рейтинг упадет, что скажется на прочности режима. Поэтому Киев так и не принял нужного законодательства и вообще саботирует его принятие. Второе голосование по децентрализации, которое планировалось на 2 февраля, отложено на полгода. Даже принятый закон об особом статусе заморожен. Роман Бессмертный, представитель Киева на Минских переговорах, даже заявил, что Порошенко не обязан выполнять «Минск-2», потому что его не подписывал.
Это смешно, конечно. В таком случае от чьего имени и сам Бессмертный, и его напарник Кучма ведут уже год переговоры в столице Белоруссии?
Местных выборов в «отдельных районах Донецкой и Луганской областей», которые согласно Минским договоренностям должны пройти на основе украинского законодательства, но, повторюсь, принятого радой только после согласования его с руководством непризнанных республик Донбасса, видимо, не будет (во всяком случае, в ближайшее время), так как и у Украины, и у ЛДНР по их проведению разные, взаимоисключающие позиции.
Так, тот же Бессмертный недавно назвал пять пунктов, но основе которых должны будут пройти выборы.
Первое, в них должны принимать участие общеукраинские партии. Второе, выборы пройдут только по пропорциональной системе, причем партийные списки должны быть закрытыми. Третье, голосовать должны беженцы из Донбасса, которые уехали на территорию Украины. Четвертое, контроль над выборами должен осуществлять Центризбирком Украины. Пятое, украинские СМИ должны восстановить свою работу в ДНР и ЛНР.
С этим категорически не согласны республики. Их консолидированная позиция следующая: выборы надо проводить только на мажоритарной основе, поэтому вообще никаких украинских, общеукраинских партий там не должно быть. И действительно, как могут избираться в Донбассе Блок Порошенко или партия «Правый сектор», политические структуры, которые активно поддерживали АТО, а значит, и убийство мирных граждан и разрушение донецких и луганских городов?
В ЛДНР считают, что выборы должны контролироваться местными избиркомами, но не против того, чтобы в избирательные комиссии было включено по одному представителю украинского Центризбиркома с правом совещательного голоса. Что касается голосования беженцев, то это право должны также получить и граждане, которые в настоящий момент пребывают на территории России, а не только Украины.
Конечно, ЛДНР может провести местные выборы на основе своего собственного законодательства, но, увы, эти выборы не будут никем признаны.
Итак, будут ли или не будут Минские соглашения выполнены? Мой прогноз — они не будут выполнены никогда. Украиной.
Ни в 2016-м, ни в 2017-м, ни через 5 лет, ни через 10. И главная причина состоит в том, что Украина на это никогда не пойдет. Минский процесс ждет банальная рутинизация: Минская контактная группа будет продолжать встречаться, что-то обсуждать, о чем-то договариваться, но всё останется как прежде.
Но в результате «Минска-2» Донбасс получил какую-никакую, но мирную передышку, что позволило ему в течение этого года развернуть государственное строительство и начать налаживать мирную жизнь. Работают все государственные органы, налаживается экономика, образование перешло на российские стандарты, продолжается строительство армии, восстанавливается разрушенная гражданская инфраструктура. Народ стал возвращаться в Донбасс. А что будет дальше — посмотрим.
izvestia.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий