вторник, 9 февраля 2016 г.

Галина Иванкина. Нах!

2.Feb. 9th, 2016
zina_korzina 
Галина Иванкина.
Галерея кукол.

Поздновато я об этом - уже, как говорится, баян, но хотелось осмыслить.

...Не так давно в лексиконе моих знакомых появилось слово «лабутены-нах». Дальше — больше: блогосфера запестрела вариациями и шутками на тему оных. Меня это очень удивило, ибо роскошные и непрактичные туфельки от Christian Louboutin всегда волновали только три группы граждан. Фан-клуб Louboutin-ов (лУбутенов) был традиционно невелик. Как то: сушёно-блондинистые гламурные дивы, пасущиеся в бутиках Третьяковского проезда; завистливые юницы, мечтающие вырваться из рутины и - ворваться в мир глянца (и потому взахлёб штудирующие журнал Tatler); историки моды, которые смотрят на все эти тренды-бренды глазами исследователей — примерно как врачи наблюдают симптомы недугов, а юристы — виды и формы хищений. Но вдруг туфли с ядрёно-рдяными подошвами сделались притчей во языцех.



Никакой, право, конспирологии. Народный бард Сергей Шнуров — этот питерский гений сквернословия и резчик«правды-матки» - сварганил очередной шедевр под названием «Экспонат» - в нём пелось и даже — оралось про «лабутены», ещё и вкупе с умопомрачающими штанами... Ироничные вирши; неброский видеоряд, начисто лишённый спецэффектов, да и вообще — эффектов. Клип в форме небольшого киносюжета, рассказика, хохмы. Девушка спешит на свидание. (Правда, из всего этого могла бы получиться комедия Жоры Крыжовникова часа на два с половиной или дурацкий молодёжный сериал на четыре сезона). Вместе с тем, «Экспонат» про лабутены взорвал мозг пресыщенному российскому обывателю.



Для начала — немного об авторе, точнее — о его месте в мировой культуре. Сергей Шнуров — бесспорно одарён, однако, сейчас не об этом. Он был одним из талисманов «тучных-нулевых» с их буржуйским благолепием и декларируемой помпезностью. Миллениум бытия. Офисное пространство раздвигалось с фантастической скоростью, ломая ветхие перегородки и заполняя дивный-новый-мир (почти по Хаксли) гаджетами и бодрым хай-теком. На этом фоне явилась целая генерация хомо-постсоветикусов (sic!), мнящих, что умеют работать и отдыхать, тогда как в реальности они не умели ни того, ни другого. Эту бесславную когорту время от времени пинали гуманитарии, вроде Пелевина или Минаева, обрушивая на них то «Поколение Пи», то ещё какой-нибудь душный «Духless».

Что им дадено? Сизифов труд и — клубные загулы с пряными девками. Карьера? Тоскливый морок аутсорсинга и унылая бестолочь дистрибьюшена. Куда податься? И тут явился он — апаш, расстрига, ниспровергатель. Шнуров. Ещё пять минут назад хотелось повеситься — как раз на шнуре или на стильных подтяжках от Cerruti, но откуда-то раздалось залихватское: «Ты менеджер среднего звена / Ты не работаешь под, ты работаешь на...!» И вешаться расхотелось. Напротив, душа развернулась, потом — свернулась и — упитанного юрисконсульта затрясло вприсядку посреди осточертевшего оупен-спейса. Группу со скромным названием «Ленинград» тогда боготворили вовсе не мальчики из подворотен (как могло бы показаться на первый взгляд) и не суровые рокеры (как тоже могло бы померещиться) и уже тем более не интеллектуалы (которые иной раз любят развязное хулиганство и жонглирование словами).

Основной костяк фанатов составили те самые пухлоногие мальчики из менеджерской братии — в 2000-х им было слегка за тридцать; они выросли циничными и - ранимыми, на стыке времён, под бандитскую стрельбу и сладкие рифмы перестроечной попсы. Они шли на юрфак не из любви к правовой справедливости, а из корыстолюбия, дабы получить всё то, о чём так долго брехала реклама. И вот итог мечтаний и метаний — сытый, хорошо обставленный тупичок. Одна отрада — врубить в машине диск Шнура. Сбежать от корпоративного ада, поорать (хотя бы мысленно) матерные паскудства.Сергей Шнуров — этакий enfant terrible эры тотального глянца. Он был яростно антигламурен в эру гламура, но при этом, оказался её порождением и - дополнительным смыслом.

Антипод — и неотъемлемая часть. Перец на фоне приторной патоки и карамельного парадиза. Его эффектный взрыв про «лабутены» как бы подвёл черту под целой эпохой. Гламур — это не только спесивый гедонизм и розовые диваны в пентхаусе. Это — приоритет формы над содержанием. Можно не быть — главное казаться. Символы роскоши — записаны и выучены. Никому нет дела, хороша ли обувь от Лубутена — она маркирует самку экстра-класса, и это — факт. Поэтому бедноватая девочка из «Экспоната» красит подмётки обычных туфель алым лаком. Мир обязан видеть «лабутены». Дополнительный аспект — цвет лабутеновых подошв, а ведь это издавна считывается, как элитарность. Когда-то очень давно византийские императоры носили алую обувь, дабы выделяться на фоне подданных...

...Много веков спустя, версальский небожитель, государь Людовик-Солнце облюбовал туфли на высоких красных каблуках. Это стало символом европейского дворянства и утратило смысл после Французской революции. Поэтому Пушкин нарекает минувшее столетие «эпохой красных каблуков и величавых париков». Пресловутые лабутены — из той же серии. Хрустальная мечта новых Золушек. Кстати, перед нами — препарированный миф о Золушке. Обычная и ничем не замечательная девушка из социальных сетей. Грезит, как водится, о принце. Много и красиво лжёт о себе — это тоже реалия наших дней. Виртуальная данность позволяет «маленькому человеку» не токмо вырасти в собственных глазах, но и прокричать на весь базар: «На выставке Ван Гога я - главный экспонат».

Ван Гог не важен и — неважен. Наверное, даже скучен и малопонятен. Он — предлог. На его месте мог быть Ван Дейк или Ван Эйк. Или даже Ван Клиберн, который уж точно не рисовал и давно уже помер, но кому до этого есть дело? «На концерте Вана Клиберна я была разнокалиберна, а на фоне Боттичелли я ходила вся 'Шанели'». Генеральное направление тут — Я. Остальное — красивенький и необязательный задник. Декорация. Шизофреническое ячество и зашкаливающая самооценка в сочетании с нижайшим КПД и таким же бедственным IQ. Если бы у хрестоматийного Акакия Акакиевича появилась бы возможность вести блог в Живом Журнале и Твиттере, ему бы не пришлось так убиваться по поводу шинели — он бы просто сочинил себе иную биографию — с рысаками, севрским фарфором и балами у предводителя.

«Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт», - напевал мультяшный капитан Врунгель. Сейчас не нужна даже яхта — достаточно лгать, что она есть и уже поднадоела. Феерия имитаций – всё «как бы». Фальшивые сумочки Louis Vuitton, контрафактные айфоны, похвальба чужими авто и несуществующими в природе бриллиантами. В клипе у Шнура финал оптимистический — девушка падает харей об пол, но всё равно бойко вскакивает и устремляется навстречу своему счастью, уже без туфель, как есть босая. Открывает дверь и оттуда — свет живительным потоком. Будет ли ей счастье с новым кавалером? Или он не способен полюбить её-обычную и опять придётся врать-врать-врать — про папу-миллионера, страсть к искусствам и лабутены, которые куда-то запропастились? Экономическая нестабильность всегда отрезвляет — роскошь линяет, мозг включается. Шнур подвёл итоги — лабутенов не будет, даже поддельных. Зато Ван Гог — вечен, хотя, до него ещё придётся дорасти.

Комментариев нет:

Отправить комментарий