вторник, 27 сентября 2016 г.

Е. Смирнов. Тень «злочинной панды» нависла над реформами

http://versii.com/news/354633/
27.09.16
Егор Смирнов

Тень «злочинной панды» нависла над реформами
Время идет, а обещанный Кубивым перевод нового Меморандума с МВФ так и не появился. На сайте Нацбанка висит предыдущий текст от 21 июля 2015 года. Зато Минфин обнародовал уточненный проект изменений в Налоговый кодекс. К тому же в тусовке, близкой к фискальным органам, говорят о глобальной «перестановке кроватей в борделе». Под эгидой МВФ, разумеется... 

Откуда берутся идеи реформ, освященных Международным валютным фондом? Оттуда! Многие, наверное, забыли, что нынешний министр финансов Александр Данилюк с 2010 года был руководителем Координационного центра по внедрению экономических реформ при администрации (страшно сказать) Виктора Януковича. Там он набрался разных противоречивых идей, большую часть из которых реализовать не пришлось. Ибо сотрудничество с МВФ уперлось в требование повысить тарифы, правительство Азарова на это не пошло, и кредитов нам не давали.

Но с тех пор высококвалифицированный мозг Данилюка сверлила настойчивая мысль воплотить все наработанное в жизнь. Например, забрать от ГФС большую часть полномочий и отдать их Минфину. В ходе длительной, почти годичной переговорной баталии с миссиями МВФ он сумел убедить их в том, что замена налоговой полиции финансовой, перенос базы данных Государственной фискальной службы в Минфин, окончательное объединение таможни и налоговой (хотя куда уж теснее – они и так давно в одном ведомстве, – автор) и другие «перестановки кроватей» резко повысят собираемость налогов. А это, соответственно, гарантирует платежеспособность Украины по внешним долгам. В первую очередь – по долгам перед МВФ и западными кредиторами.

Утверждать, что все эти новации навязал нам МВФ, может лишь тот, кто не знает или забыл, о чем говорилось во времена этой самой (будь она неладна) «злочинной панды». Я вот не забыл и потому, читая обнародованный Минфином пакет изменений в Налоговый кодекс, испытываю устойчивое дежавю. Аналогичные ощущения возникают и при чтении тезисов нового Меморандума с МВФ (в переводе и пересказе СМИ).

Итак, мы пообещали МВФ, что правительство объединит фискальную и таможенную службы (парламент должен одобрить слияние к концу декабря 2016 года). В новой структуре функции аудита и управления долгом перейдут главным отделениям и штаб-квартирам. Местные представительства будут выполнять преимущественно функцию работы с клиентами.

Налоговая полиция будет распущена. К концу октября 2016 года будет создана новая гражданская служба, ответственная за расследование финансовых и экономических преступлений. Она будет подведомственна Министерству финансов.

Минфин в свою очередь забирает к себе базу данных Государственной фискальной службы. Теперь он, а не ГФС будет заниматься администрированием налогов, реестрами возмещения НДС, учетом налогоплательщиков и т. п. Также планируется перевод на Минфин всей методологии налогообложения (порядок администрирования налогов, возмещения НДС, процедуры технического сопровождения баз данных, порядок учета налогоплательщиков и др.).

Что остается ГФС? Консультации и сервисное обслуживание налогоплательщиков. Ну, и какие-то проверки. Причем Минфин сам себе противоречит: в публичных комментариях его представители заявляют, что ГФС вообще лишается права проверять бизнес, а в проекте так называемой налоговой реформы написано «план-график документальных плановых проверок публикуется на сайте и в официальном издании ГФС».

А теперь вспомним старенькое. Цитата из статьи образца 2012 года: «Слияние Налоговой и Таможенной служб, на котором ранее настаивал премьер Николай Азаров, в ближайшее время не состоится. Не отказываясь от идеи в принципе, чиновники откладывают слияние этих ведомств на далекую перспективу «Я думаю, мы можем в перспективе рассматривать вопрос объединения Налоговой и Таможенной служб», – заявил председатель Государственной таможенной службы Украины Игорь Калетник, уточнив, что такое объединение может произойти через пять лет, информируют Экономические Известия». Заметим, тему отодвинули на 5 лет. 2012+5=2017. Реформатор Данилюк движется по графику...

Насколько я помню из кулуарных обсуждений того времени, это самое совокупление (пардон, слияние) налоговой и таможни Кабмину навязывали реформаторы вроде Данилюка, мотивируя требованиями иностранных кредиторов.

Николай Азаров сначала вроде бы с этим согласился, но потом дипломатично свернул на лайт-версию, видимо, понимая, что во время кардинальной структурной перетряски ведомств ни налоги никто толком собирать не будет, ни таможню контролировать.

В итоге было создано Министерство доходов и сборов, ставшее правопреемником Государственной налоговой службы и Государственной таможенной службы. После «революции гидности» его переименовали и трансформировали в Государственную фискальную службу. Теперь у главы ГФС два заместителя – один по налогам, другой по таможне. Как их собираются еще плотнее «запаковать» в один орган, непонятно. Может, понизят до департамента Минфина?

 Теперь относительно «гениального замысла» передать Минфину «полевую работу» с налогоплательщиками, а заодно и базу. Какой в этом практический смысл? Не будет коррупции?

Но, пардон, коррупция – это не структура, а люди. В Минфине нет людей, которые знают досконально работу предприятий, скажем, в Крыжополе. Они не будут выходить на место, чтобы проверить, существует ли налогоплательщик «в натуре» или он «виртуальная бабочка».

Еще одна идея – замена налоговой полиции гражданской службой фискальных сыщиков. Тут же речь идет не просто о «перестановке кроватей в борделе», а о «сломе перекрытий между этажами». Что вовсе не означает изменение качества предоставляемых услуг.

Итак, предлагается объединить экономические подразделения СБУ, МВД и налоговой милиции в единую Службу финансовых расследований под эгидой Минфина. Причем из 15 тыс. действующих работников спецслужб в новом органе останутся 2,5 тыс. Как сообщил недавно в своем видеоблоге Данилюк, новый орган должен будет работать по-другому. Вместо силовых мер использовать аналитический подход для борьбы со схемами.

Ну, мне где-то понятно стремление финансиста Данилюка нанять на работу бывших УБЭПовцев и экономических контрразведчиков. У многих фантазеров из Кабмина, которые мало сталкивались со спецслужбами, но насмотрелись американских фильмов, и раньше возникало такое желание. Но опытные консультанты объясняли им, что, во-первых, запихнуть в одну структуру выходцев из МВД и СБУ – не самое лучшее решение. Они вовсе не родственные души. И по интересам тоже. А, во-вторых, превратить спецслужбистов в мимимишных гражданских ревизоров – это утопия.

Что-то сродни эксперименту семьи Берберовых, которые, если помните, в 70-е годы держали в квартире взрослых львов. Все мы выросли на книге «Лев ушел из дома» и фильме «Невероятные приключения итальянцев в России». Но как-то лев захотел «поматросить» пуму, которая тоже обитала в гостеприимной семье животнолюбов. Ему помешали. В приступе агрессии лев ранил жену и убил сына великого экспериментатора Берберова.

И третий аргумент, что фискальные расследователи не будут устраивать маски-шоу... Ну, это тоже иллюзия. На моей памяти налоговики и так всегда ходили «по гражданке», а за ними топала мрачная «физзащита» в полной боевой экипировке. И сейчас, поверьте, вместе с «демобилизованной» службой фискальных расследований на завод паленой водки, курируемый, гипотетически, какими-то героями из «Торнадо», все равно придется заводить людей в камуфляже и с автоматами. Иначе интеллигентная ревизия может завершиться лужей крови. Как проверка документов в Днепре. Таковы наши реалии.

Поэтому лучше бы Минфин занимался своим делом и не пытался влезть в сферу налоговой службы, которая и так два года назад была реформирована. Не мешал им заниматься администрированием налогов. А базу данных налогоплательщиков сделал бы открытой: нам, журналистам, было бы проще доставать информацию. Такие вот дела...
Егор Смирнов
Источник: Версии

Комментариев нет:

Отправить комментарий