Фонд
Стратегической
Культуры
Решение украинского руководства сделать
паузу в галопирующей евроинтеграции и приостановить планировавшееся на
конец ноября подписание Соглашения (Соглашение) об ассоциации между
Украиной и ЕС вызывало бурную реакцию как в самой Украине, так и в
Европейском союзе. Однако, что более важно, новая ситуация выявила целый
ряд проблем, влияющих на отношения в треугольнике ЕС – Украина -
Россия.
Если это не ультиматум, то тогда что? Или подобную риторику предлагается теперь считать «диалогом партнёров»?
Более того, при здравом размышлении несложно отметить очевидный факт: именно жесткая позиция РФ, направленная на максимально эффективную защиту своего рынка и интересов стран Таможенного союза, и запустила ту цепочку процессов, которая привела к нынешней ситуации.
Учитывая уровень реальной глубокой промышленной кооперации между Украиной и РФ, а также привязку её экономики к рынку ТС, задача Киева – вступлением в ТС просто формализовать существующую со времён общего Союза фактическую интеграцию между Украиной и Россией.
Стратегической
Культуры
28.11.2013
И самое главное – стало совершенно ясно,
что, несмотря на все заверения Брюсселя о том, что Соглашение об
ассоциации имеет сугубо техническое значение и связано с экономикой, а
не с геополитикой, это оказалось не так. Европа взялась играть в большую
геополитическую игру и потерпела провал…
Нервная реакция чиновников ЕС на позицию
официального Киева показала, что экономика была последним делом, о
котором думали, подталкивая Киев к подписанию Соглашения. Происходящее
на Украине (так называемые евромайданы) являются тому лучшим
подтверждением. Они больше напоминают «фальстарт» тщательно
подготовленных протестов, которые планировалось организовать на
президентских выборах 2015 года. То, с какой оперативностью собрались
люди на площадях, насколько они были готовы и технически (палатки, еда,
лозунги, наглядная агитация), и технологически (оперативная координация
действий протестующих через социальные сети, ведение прямых трансляций
их точек протестов в первые же секунды), говорит о многом. Активное
включение в освещение этих протестов телеканала «Евроньюс» не оставляет
сомнений в том, какова роль в этих событиях Брюсселя.
Неожиданно оперативно подключились к
публичной поддержке «протестующих» и европейские политики. Глава
комитета по иностранным делам Э.Брок и докладчик по Украине
Я.Сариуш-Вольски в своём заявлении подчеркнули, что «мы
настоятельно предостерегаем украинские власти от применения силы против
мирных демонстрантов. В противном случае могут наступить серьезные
последствия», и в тот же день депутат Европарламента П.Коваль вылетел
со срочным визитом в Украину. Среди его планов - встретиться с
представителями власти и оппозиции, а также принять участие в протестах
на Майдане. Чуть ранее, 25 ноября, официальное заявление сделала
Европейская народная партия. Ее президент Д.Доль «призвал
президента Януковича уважать европейский выбор украинского народа и
немедленно выполнить необходимые критерии для подписания Соглашения об
ассоциации в Вильнюсе».
Интересно, что ссылки на «европейский
выбор народа» становятся все более частыми и аргументируется это
масштабами акций протеста, проходящих в Киеве. Между тем 22-23 ноября
«выбор народа» представляли лишь 1500 человек в Киеве (почти
4-миллионный город), а якобы 100 тысяч участников протестов 24 ноября (о
чём твердит украинская оппозиция) даже по самым смелым подсчётам
свелись к количеству самое большее 20-25 тыс. человек. Поэтому оставим фантазии о «европейском выборе народа» журналистам.
Второй проблемой стало то, что ЕС оказался совершенно не готов к содержательной дискуссии по положению дел в экономике Украины, которое значительно осложнилось как раз ввиду возможного подписания Соглашения. Это видно по тому
непониманию, с которым европейцы встретили просьбы Киева о компенсации
потерь, которые понесла Украина от ухудшения экономических отношений с
Россией.
Буквально накануне срыва подписания
Соглашения начали появляться тезисы о том, что Киеву нужно помочь
финансами, иначе никакой евроинтеграции просто не будет. Об этом
говорили и европарламентарии, и экономисты. Бывший президент Польши А.Квасьневский,
который последний год почти безвыездно провел на Украине и пытался
решить проблему «дела Тимошенко», тоже «внезапно прозрел»: «Европейский
союз должен понять, что эта битва является гораздо более серьезной, чем
вопросы европейского бюджета или наших возможностей. Это то, что должно
быть с западной стороны, то есть подготовка пакета экономической
помощи, например сколько кредитов мы можем предоставить и при каких
условиях».
Интересны упомянутые тут «европейский
бюджет» и «возможности»: судя по всему, в высших эшелонах европейского
политического бомонда дебатируется тема предоставления Киеву масштабных
кредитов и всё упирается в конкретные финансовые возможности самого ЕС,
изрядно ограниченные. Ещё один бывший президент Польши Л.Валенса
обезоруживающе признает: «Евросоюз недостаточно силен, чтобы протянуть Украине руку помощи».
Не усиливают позиции Евросоюза в переговорах с Украиной и заявления ведущих рейтинговых агентств. Например, агентство Bloomberg считает,
что финансовые риски Украины ощутимо снизились благодаря отказу от
заключения Соглашения об ассоциации с Брюсселем. Важная оценка. О том же
говорят и представители французского банка Societe Generale.
Впрочем, рискнём предположить, что
главный просчет ЕС на пути втягивания Украины в политическую ассоциацию и
в зону свободной торговли состоял в том, что Европа попыталась
полностью проигнорировать интересы России. И не просто проигнорировать,
но списать ее со счетов как несущественного геополитического игрока. ЕС
почему-то посчитал, что Россия не захочет отстаивать свои экономические и
геополитические интересы на постсоветском пространстве.
На этом фоне попытки Брюсселя оказывать
давление на Россию с целью «прекратить давление на Украину» фактически
являются призывами к Москве прекратить защищать свой рынок от угроз
ассоциации между Украиной и ЕС. Евросоюз тем самым фактически настаивает
на том, что Россия должна оплатить Соглашение об ассоциации с Украиной
из своего кармана.
Позиция явным образом неконструктивная и
бессмысленная, поскольку уже сейчас совершенно понятно: попытки ЕС
действовать на постсоветском пространстве явочным порядком, игнорируя
присутствие на нем России и ее интересов, бесперспективно. Более того,
эти попытки обходятся Западу значительно дороже, чем он бы того хотел,
как в экономическом, так и политическом смысле.
Не существует совершенно никаких реальных
предпосылок к тому, чтобы Россия пошла на уступки Западу в целом, в его
как геополитических, так и экономических амбициях. И уж тем более
Россия не собирается тешить амбиции Европы за счет экономической
эффективности Таможенного союза и его членов.
Более того, при здравом размышлении несложно отметить очевидный факт: именно жесткая позиция РФ, направленная на максимально эффективную защиту своего рынка и интересов стран Таможенного союза, и запустила ту цепочку процессов, которая привела к нынешней ситуации.
Интересно то, что именно этой жесткой
позиции Кремля Киев обязан тем, что Европа начала идти на уступки,
которые еще полгода назад казались невозможными. Например, практически
была снята с повестки дня проблема «дела Тимошенко», Евросоюз начал
реально рассматривать возможности кредитования Украины и т.д. Возможно, в
какой-то момент это Соглашение действительно перестанет быть договором о
добровольной сдаче политических и экономических интересов Украины во
имя некой абстрактной «евроинтеграции» и превратится в нормальный
документ. Но парадоксальным образом, это больше заслуга Москвы, а не
Киева.
Между тем активные мероприятия по защите
рынка ТС подталкивают Киев к еще одному очевидному факту: с сугубо
экономической точки зрения интеграция с ЕС (в т.ч. через механизмы ЗСТ)
явно проигрывает ТС, где уже налажены кооперационные связи и где
украинские товары имеют масштабный рынок сбыта.
Учитывая уровень реальной глубокой промышленной кооперации между Украиной и РФ, а также привязку её экономики к рынку ТС, задача Киева – вступлением в ТС просто формализовать существующую со времён общего Союза фактическую интеграцию между Украиной и Россией.
ЕС понимает эту угрозу и будет делать
все, дабы не допустить сближения Украины с ТС ни в ближайшей
перспективе, ни в отдаленном будущем. Важным шагом на этом пути для ЕС
стало бы смягчение позиции России по защите своих экономических
интересов, и ЕС будет этого добиваться всеми возможными путями. И саммит
в Вильнюсе станет тут важным символическим моментом. Как сказал недавно президент Польши Б.Коморовский: «Демократическая политика ЕС проиграла эту битву имперской политике России. Евросоюз должен сделать из этого выводы». И можно не сомневаться, что выводы будут весьма активными.
В тоже время, хотя та же Польша и
прибалтийские страны готовы активно «воевать» с Россией за Украину,
страны старой Европы смотрят на этот процесс значительно более
сдержанно. А поскольку именно они являются основными донорами бюджета
ЕС, то их голос качественно более весом при принятии окончательных
решений. Скорее всего, они с большей рассудительностью подойдут к
решению вопроса с Украиной и будут готовы к более предметной дискуссии
как с Киевом, так и с Москвой.
Это даже не давление, ЭТО - приказ. А приказы, как известно, не обсуждаются, потому такая ярость.
ОтветитьУдалитьНадо же, даже простой выдержки не хватает у "интеграторов". Невротики.
очень, очень, очень жаль, что Украина остановилась. Господи, побуди янека поменять мнение и подписать эти договоренности с гейропой. уж больно не хочу, чтоб еще один нахлебник появился у России
ОтветитьУдалить