суббота, 23 мая 2015 г.

Путешествие по исчезающей стране

http://www.murmansk.kp.ru/daily/theme/12795
17-23 мая 2015


Прикоснувшись к главной анатомичской детали певца боли и унижения Захер-Мазоха, украинская дивчина может загадать заветное желание.
Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

 

Я достаю из широких штанин паспорт и баксы для гарных дивчин


Проникнув в середине марта на незалежную и проехав по ней от Одессы до Харькова (первую часть заметок из цикла «Путешествие по исчезающей стране» читайте 23, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 31 марта, 1, 2 и 3 апреля), испытывал некоторую неудовлетворенность. Все же восток и юго-восток - это не вся Украина. А что происходит на западе страны, в Галичине и на Волыни - этих колыбелях и духовных центрах свидомости? Чем живет Закарпатье? Поэтому решил восполнить пробел. Итак, вперед, в экзотический мир вышиванок и непередаваемого гуцульского говора!

И снова здравствуйте, москальский гость!

Как и под какой личиной я проник на этот раз на территорию заповедника европейских свобод, рассказывать не буду. Больно уж изощренная легенда оказалась. Да и, думаю, моя опробованная схема еще сгодится коллегам в будущем. Скажу лишь, что, несмотря на присутствие в черном списке ворогов незалежности на небезызвестном сайте «Миротворец», пересечение кордона во Львове прошло удивительно легко. Кстати, на этом ресурсе, выступающем в роли подкачивающего насоса и сливного бачка одновременно СБУ, Генштаба, МВД, ФСИН, таможенной и пограничной служб неньки, я прохожу как «провокатор, пропагандист, автор статей сепаратистского содержания».

Но контроль прошел. Может, потому, что, чем дальше - тем больше неразберихи. Очереди на просвечивание выросли: сейчас дополнительному собеседованию на границе о цели прибытия на Украину подвергают не только заведомо опасных мужиков, то есть всех от 16 до 60, но даже женщин и девочек-подростков с российскими паспортами. Еще зачем-то гарны украинськи прикордонницы фотографируют документы на любительскую камеру-«мыльницу». Наверное, для личной коллекции.

Гости Львова охотно фотографируют юное поколение незалежной возле памятника Захеру-Мазоху, заранее готовя будущих громадян неньки к наслаждению от боли и унижения... Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

А, может, пропуском в заветный мир евродемократии оказалась 100-долларовая бумажка, которую я заботливо вложил в свой краснокожий идентификатор с двухглавым орлом?

Правда, еще месяц назад подобная процедура на украинской границе в Одессе обошлась мне вдвое дешевле. Ну так инфляция же! В разваливающейся на куски стране ее темпы уступают разве что размерам всеобщей коррупции.

В общем, здоровеньки булы, господин москальский гость!

Балетки в атаке, берцы отступают

Чудесный майский Львов в цвету вишен, яблонь и груш и под зеленью лип расслаблен и одновременно суетлив. Он чем-то напоминает бывшую столицу своей бывшей империи. Так же по-венски пастельно мягок, по-имперски элегантен и так же смотрит совсем не в сторону Киева. Летние веранды, стильные кафешки, старольвовские и венские кавярни и польские пивные забиты туристами. Сезон год кормит. Камуфлированную «цифру» если и встретишь, то разве на вокзале и автостанции: усталые от грабежа мирных донбасских «сепаров» бойцы транзитом возвращаются в свои райцентры и села, чтобы в кругу родни под первак и картоплю со шкварками рассказать об ужасных российских найманцах и коварной мирной «вате»: «Вони нас там всі ненавидять!» И, конечно же, поведать о беспримерных подвигах - своих личных и боевых братов.

Сладкая жизнь по-захидняцки — это провести время на открытой веранде за чашечкой кофе. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Эта гражданская война, как и первая, почти вековой давности, имеет на Украине преимущественно провинциальный характер и отчетливо сельский кадровый состав. Из крупных городов по повестке почти никого не забирают, оттуда в украинские территориально-карательные батальоны идут идеологически безупречные добровольцы. В деревнях гребут пушечное мясо. Обещают невиданные заработки, невероятные льготы и надел земли. Ну как Махно когда-то селянам обещал...

Там же, ближе к железной дороге, вижу еще один характерный типаж - помятые хлопцы в остроносых туфлях, фальшивом «найке» и бейсболках с обломанными козырьками. Ясно дело, это заробитчане возвращаются из Польши. Потом расскажут жинке: был в самом Львове, видел там та-а-акое!..

Но доминирующий дресс-код столицы Галичины совсем другой. Берцы и камуфляж стыдливо отступают перед замшевыми мокасинами, модными узкими джинсами, платьями-разлетайками невероятных колеров и фасонов. Ох уж эти местные женщины! В разноцветных балетках и кедах, самых феерических сапогах и туфлях с экстравагантной отделкой мыска и каблуков. А вызывающе гордая посадка головы? А эти взгляды и движения...

Львов: одна из самых популярных кавярен. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Подхожу к популярному кафе «Мазох» со скульптурой скандально известного австрийского писателя Леопольда Захер-Мазоха у входа. Халдей объясняет: посетителей, если они того пожелают, вместе с чашкой кофе и коктейлями с характерными названиями «Слезы радости», «Вавилонская блудница» или «Немного секса» угостят несколькими ударами плетью. Для любителей предусмотрена и целая система скидок - надо только потерпеть под руками экзекутора. Особой же, если так можно выразиться, изюминкой фигуры, отлитой в металле, является полый карман: засунув в него руку, можно прикоснуться к самой заветной анатомической детали певца боли и унижения.

Бойкие туристки лет сорока каждая, приехавшие сюда, дабы подобраться к высотам культуры, хихикают:

- Говорят, такая примета есть: надо руку в карман этот засунуть и загадать желание.
- И какое у вас желание?
- А то вы не понимаете.

Что ж, как говорится, каждому свои радости...

Помайданить? Это всегда! На войну? Нет уж, избавьте!

Майский Львов, забыв о войне, идущей на востоке незалежной, вовсю отдыхает... Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Разговариваю со знакомой, которая давно живет во Львове. Сама она из Кривого Рога, а сюда вышла замуж. Смеется: «Не столько за своего чоловика, сколько за город».

- Слушай, меня по сравнению с Одессой, Харьковом и особенно Киевом, где побывал месяц назад, поражает ваша полная расслабленность. В городе почти никаких упоминаний про войну. Про мобилизацию вообще не видел ни одного плаката...

- Тут надо различать официальную политику - та, что на экране, во всяких публичных акциях, и общее настроение народа, даже самых наших истовых националистов. Побарагозить в вышиванках или футболках с тризубами? Это за милую душу... Съездить в Киев, чтобы помайданить там, кидая «коктейли Молотова» в безоружных срочников-вэвэшников, или побузить на месте, плюясь в сторону ветеранов, посмевших надеть советские боевые ордена? Это наши студенты и футбольные фанаты запросто. Но чтоб ехать на войну в Донбасс, где страшные чеченцы и другие российские террорюги убить могут? Неа-а-а, мы лучше в кавярне с подружкой посидим или попьем львивске пива с хлопцами!

Какая война, когда мир, май, любовь? Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

И никакой тебе повседневной национальной одежды. Ну разве только на лотках для туристов рядом с площадью Рынок.



(В следующем номере пойдет речь о странном этнографическом национализме львовян и невероятных экземплярах боевой техники, созданных оборонпромом незалежной.)

Часть2
Этнографический гуцул (справа) охотно сфотографировался с московским визитером, проникшим на территорию незалежной. И взял недорого... 
Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Внимание, замрите! Сейчас Бандера вылетит...


Фольклорный национализм по-львовски

Брожу по площадям и улочкам Львова и поражаюсь: а где же отметины той неистовой свидомости, которые должны быть в этом сердце Галичины? Ну да, вот знак батальона «Азов» с его рунической свастикой. Вот какой-то укропатриотический плакатик, призывающий создать военную «Авиацию Галичины» - видимо, по аналогии с эсэсовской дивизией с тем же названием. Коврик для ног с матерными пожеланиями в адрес Президента России... И это все? Маловато будет!

Спрашиваю у продавщиц и официанток: а где же то самое? Ну чтобы единый народ, единая нация, единая страна, «Украйна понад усе» («Украина превыше всего». - Ред.) и сжигание москалей на кострах... Они в ответ разводят руками. Мой русский язык не вызывает у них отторжения, потому что общаются друг с другом на нем многие. Если не большинство.

Между войной и народными гуляниями львовяне выбирают праздник. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Занятно, но украинский национализм в его, как считается, духовной колыбели, средневековом университетском городе Львове, носит преимущественно этнографический характер. Как элемент привлечения туристов. Как трансляция в современность во многом придуманной псевдоромантической атмосферы середины прошлого века, когда героические бандеровцы прятались по схронам, где пили самогонку, закусывая ее паляныцей, салом и цибулей.

Львовские типажи: продавщица сладостей. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Теперь они перешли в разряд фольклорных персонажей, подрабатывающих живыми манекенами на площадях. Для фотографирования. «Замрите, сейчас Бандера вылетит!» Это такой же персонаж, как стилизованная средневековая дама с зонтиком, в дешевом театральном гриме и бронзовой пудре, что сыплется с ее щек. Или карикатурный гайдамак в шароварах, заправленных в короткие сапоги-чоботы, широкой рубахе, жупане и меховой шапке с длинным хвостом-шлыком. А еще палач в красно-черной поддевке цветов запрещенного в России «Правого сектора» и коротких штанах и чулках, который тащит за собой тележку, на которой обычно подвозят на Галицкий рынок разрубленные туши. Это как австро-венгерский солдат в каске-шлеме и с карабином, купленном, видимо, в магазине, торгующем инвентарем для исторических реконструкций. Ну и, конечно, псевдогуцул в традиционной остроносой шляпе с короткими полями и дурацким расписным топориком, которым можно разрубить разве что перезрелую и уже подгнившую тыкву, - он обязательно стоит, зазывно улыбаясь, среди соломенных коз и овец. Опять же куда без девушек в вышиванках и веночках с лентами? Или подрабатывающих на продвижении очередной энтомологической выставки студенток «бяк-бяк», которые изображают бабочек (не ночных!)?

Львовские парадоксы: конспиративная квартира антисемитов из ОУН-УПА располагалась на Староеврейской улице.  Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Почему бы, полагают местные турбоссы, в этот ряд не поставить и типичного бандеровца? Того, что бродит среди туристов в картузе с тризубом, стоптанных сапогах, френче и галифе странного болотного цвета или просто в картузе поверх драных кроссовок и самопального «адидаса» с белыми, криво пристроченными полосками-лампасами. Он лихо раздвигает толпу непередаваемым запахом свободы, исходящим от него не то что после вчерашнего, а после всегдашнего.

Львовские типажи: герой «Звездных войн». Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Это такой же аттракцион, как стойбища американских индейцев в Штатах. А что, рушник, вышиванка, писанка, бандеровская хованка. Туристический пипл хавает...

Не книги про Шухевича, а Сталина и Путина с базара понесут

Прямо под памятником первопечатнику Ивану Федорову развалы львовских букинистов. Рядом с запрещенной в России книгой на немецком «Майн кампф» пылятся биографии Бандеры и Шухевича из серии «Украинцы. История непокоренных». Тут же Владимир Высоцкий, роман братьев Стругацких «Волны гасят ветер» и труд Зигмунда Фрейда «Таинство девственности».

На книжных развалах возле памятника первопечатнику Ивану Федорову вперемешку биографии Бандеры и Шухевича, «Майн кампф» и романы Веллера и братьев Стругацких. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Сделав каменное лицо и изображая интеллектуала, обращаюсь к книготорговцу:

- Биографии Иосифа Виссарионовича нет? Еще нужна книга «От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным».
- А что, интересуетесь? Могу посмотреть. Завтра приходите.

Просто бизнес. Один бизнес, никакой идеологии. В общем, захотят - не книги про Шухевича, не про Бандеру страшного, а Сталина и Путина с базара понесут. Будет спрос на «Молот ведьм» или материалы XXII съезда КПСС - выставят на продажу и их.

Львовские типажи: файны дивчины в веночках. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Берегись, «Армата»!

На другой центральной площади, Незалежности, прямо под памятником кобзарю, стоят палатки и ларьки по сбору помощи «на АТО», покупку реанимобилей, колготятся жуликоватые личности с ящиками для пожертвований. Люди равнодушно проходят мимо, спеша к ярмарочным рядам возле оперного театра. Там наливают первак и медовуху, а на решетках шкварчат домашние карпатские колбаски-гриль - с салом, чесноком, тмином, паприкой и всякой другой приправой. Какая война, когда тут праздник горла и живота?

Редко кто бросает в коробку мятую одногривенную бумажку. Зато оживленно возле жуткого механизма, который притулился в углу майдана. Он похож на тупорылого динозавра с чешуйчатой металлической шкурой. Боевую машину выставили на позицию вечером. Наверное, из-за ее секретности. Теперь мужики с видом знатоков активно обсуждают технические достоинства неведомого бронированного зверя.

Львовские типажи: фольклорный бандеровец. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

- Это что за агрегат такой? - как завзятый шпион спрашиваю худосочного хлопчика в камуфляже, что охотно позирует возле открытой двери кабины.
- А это наш «Киборг», - делится военной тайной свидомый солдат.

Продолжаю наседать с расспросами и в итоге вызнаю все секреты. Оказывается, боевой «автокиборг» сделан на Кировоградском заводе в одном экземпляре. На базе ЗиЛ-130. Броня на нем такая ребристая - из листового железа. Елочкой. Говорят, работяги-оборонщики жаловались, что на полоски было трудно нарезать. В общем, зверь-машина! Хотя сами бойцы признаются, что этот самый зверь может прямо на дороге остановиться, особенно если в горку. Движок не тянет.

Зверь-машина «Киборг», созданная в единственном экземпляре, - главное достижение украинского оборонпрома. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Сейчас собирают у населения по гривне-другой, чтобы запустить агрегат в серию. Ну чтобы еще один, а если повезет, два сделать. Так что берегись, хваленая российская «Армата»!

(В следующей публикации пойдет речь о том, как бывший репрессированный бандеровец благодаря аресту стал успешным человеком и прожил увлекательную жизнь.)

Часть3
В Ивано-Франковске портреты идеологов национализма взывают к жителям прямо со стен домов.
Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Жители Галичины о россиянах: Москаль жить не может без руководящих указаний


Не посадил бы родной дядя - хвосты бы коровам крутил

В Ивано-Франковске, бывшем польско-еврейском Станиславе, зашел навестить старого знакомого, с которым когда-то вместе работали журналистами на Колыме (я писал, он фотографировал, затем ушел на телевидение). Хотя привезли его к нам на север в 1953-м как пособника бандеровского подполья. За то, что, как сам теперь говорит, носил провизию по хованкам и схронам. Посадил его родной дядя, брат матери. Дождался, когда хлопцу исполнится 18, и сдал прямиком в МГБ. Дали Ярославу на полную катушку - 25 лет лагерей и еще 5 поражение в правах.

Точно так же на барже из Ванинского порта и по той же статье доставили его будущую жену - она из соседнего села. Освободили обоих только в 56-м, тогда же и поженились. И зависли в Магадане почти на 45 лет. За это время ни он, ни она так и не избавились от специфического диалекта и исковерканных русских слов. Мы даже специальный словарик его произношений когда-то составили, где «флакон» означал «плафон», «кувадла» - «кувалда», «телообъектив» - «телеобъектив» и т. д.

Сам он о своей посадке особенно не распространялся, но мы-то знали!

- Слава, ну и как ты сейчас на это смотришь?
- А знаешь, я не в обиде, что так получилось. Ну кем бы я был, останься здесь? Крутил бы хвосты коровам? А так жизнь получилась интересная. Очень! Столько всего видел! Весь Север облетал и объездил! А людей сколько замечательных повстречал!

И в самом деле, как это ни странно звучит, но репрессии и посадка подтолкнули его судьбу к тому, чтобы стал человеком. Причем действительно успешным. Сначала отличным слесарем. Потом фотомастером. Лауреатом всяческих профессиональных премий. Даже ветераном, заслуженным деятелем культуры и чего-то там еще.

- Мне тут на родине, когда лагерный срок пересчитали (год за два), общий трудовой стаж вышел аж 71 год. Ну и пенсия поэтому 3 тысячи гривен (в переводе на рубли это получается почти 8 тысяч рублей, по украинским меркам вполне сносно - С. П.) Да и много ли одному надо - «шестерка», слава богу, на ходу, а за Быстрицей, это речка у нас такая, участок есть 4 сотки. То есть яблоки, сливы, вишня, помидоры с огурцами свои. А еще сын племянницы обычно двух кабанов держит: когда заколют, беру сразу 10 кило, а там цена другая, немагазинная. Так что, когда мне тут пару раз как репрессированному пайки приносили - крупа там, макароны разные, колбаса-кровянка, - я сказал: «Не надо, у меня и своё есть»...
- Ну хорошо, Слава, я рад, что ты не бедствуешь. А общая атмосфера у вас тут какая?
- Да всё у нас спокойно на западе Украины. И у нас, и во Львове. Это же там, на востоке, воюют. И когда это всё кончится? Кому это вообще надо?
- Говорят, народ от мобилизации бежит - кто в Польшу, а кто в Россию?
- Ну это же они на работу едут. Но не все же уехать могут. Многие вот теперь и в армию идут - там, говорят, платить стали хорошо. Опять же льготы всякие - на оплату «коммуналки» или учебу детей.
- Ты точно знаешь, что платят?
- Ну говорят... Сколько там под Донецком людей поубивало! Наших-то хоть сюда привозят, хоронят, а ваших, говорят, прямо в шахты сбрасывают, чтобы в России не узнали. У нас по телевизору кажут, что уже три шахты полные тел российских солдат.
- И ты что, веришь в эту чушь?
- Никакая не чушь! Ведь по телевизору же! Это у вас не показывают, а нам это говорят!

Нет, вы представляете, какой оглушительной должна быть укропропаганда, если она сумела убедить даже старого газетного и телевизионного волка? Понятно, что он вырос на том, что, если это написано в газете или произнесено с экрана, то так оно и есть. Сам-то он по-другому не работал.

Бывший колымский заключенный Ярослав Юрцуняк сейчас благодарит судьбу, что так повернулась его жизнь. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Мы на горе саложуям ядерный пожар раздуем

На других, не столь изощренных и осведомленных в деятельности СМИ, башни-излучатели якобы информации действуют еще более эффективно.

А там такое вещают - ну мама дорогая! Включаю новости по одному из национальных каналов: «Власти Украины не исключают, что лесной пожар в чернобыльской зоне - это результат поджога сепаратистами, которых толкает иностранное государство-агрессор». Каково, а?! Вот же ж злочинна Россия - то она, как полгода назад заявлял экс-министр обороны генерал Гелетей, тактическую атомную бомбу против неньки применила, а сейчас вот как раз в очередную годовщину чернобыльской трагедии радиоактивные леса подожгла, дождавшись ветра в сторону Киева!

Но при том формулировка осторожная - «не исключают». Чи е, а чи ни...
Параллельно начальник областного СБУ бьет в набат: «Мы сможем защитить от авиаударов только 12 процентов населения, потому что только на такое количество людей готовы бомбоубежища!» И никто ведь не задается простеньким вопросом: а что, кто-то собирается бомбить Ивано-Франковск?

«Забудь отца, забудь и матку - спеши повинность исправлять!» - это уже вылезшие из схрона и спешно полюбившие национальную поэзию 90-летние ветераны УПА красуются на экране в пошитой заново форме с детского цвета портупеями и призывают к мобилизации...

И вот апофеоз войны, как сказал бы художник-баталист Василий Верещагин: встреча в телестудии траченой молью ведущей, постоянно впадающей в экстаз, как в трясучку, с теми самыми бойцами, которые «прийшли с российско-украинского фронту, прийшли з АТО»... Трое «бийцов» в разномастном камуфляже с чужого плеча. У одного на «цифре» красуется нашивка: «Jackson. US air forces». «Нехай зникнуть вороги! Хай живе вильна Украйна!»
Та нехай...

Где еще, как не на Галичине, вербовщикам пополнять ряды карательного батальона «Азов»? Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

«Москаль - це раб!»

Вам интересно, что о нас думают западные украинцы? Мне вот интересно! Поэтому читаю в общественно-политической газете Ивано-Франковской области «Галичина» специальную страницу, которая так и называется - «Россия». Здесь печатаются письма и размышления читателей о нас. Например, соображения жителя областного центра Станислава Гринды «Единение вокруг водки» - под рубрикой «Прелести русского мира». Или колонку читателя Владимира Чипиги из городка Снятин «Природа москаля». Природа моя и наша, оказывается, такая: «Удельный москаль крепок своею врожденной беспомощностью. Это раб, который не может существовать в мире без «руководящих указаний». Ему надо сообщить, для чего он родился, что он должен говорить и думать, на каком боку спать...»

И ведь это совершенно серьезно! Они так в самом деле о нас думают! Как будто иной мир, а ведь до вполне равнодушного Львова меньше 100 км.

Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

(В следующем выпуске пойдет речь о тех жителях Галичины, у которых сохранился - несмотря ни на что - критический взгляд на происходящее. И как их шельмуют и преследуют.)

Часть4
На незалежной «слава героям» располагается прямо на рынке - справа от магазина, торгующего секонд-хендом. 
Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Школьники - учительнице- «сепаратистке»: Не думаешь, как мы? Предательница!


Верным шляхом идете, громадяне!

Говорите, Украина - це Европа? И ведь точно! С экономикой полный швах, зато взамен наблюдается небывалый расцвет духовности.

Опять щелкаю пультом. Везде одно и то же: патриотическая риторика-истерика чередуется с пронизанными глубочайшим провинциальным синдромом и нескрываемой завистью туристическими сюжетами, привезенными из очередного пресс-тура или поездки «по обмену». Преимущественно из Германии. Живут же люди! Эх, победили бы Бандера и УПА, сейчас бы баварское пили!

В утренней развлекательной программе гастрономические шоу местной шинковки с главными продуктами - картопля, морква, буряк. Кулинары и диетологи рассуждают о рецептах и пользе кильки в томатном соусе: главное - соус слить, а кильку аккуратно очистить от шкирки вилкой...

Но как очистить отравленное сознание украинцев? Как показать им, что их просто дурят? Это как Высокий замок - один из символов Львова. Сначала поднимаешься в гору по дороге, в парк, потом карабкаешься вверх по извилистой железной лесенке, на каждой ступеньке которой выцарапано название какого-то украинского местечка - то ли вандалы, то ли коммунальщики постарались, а может, и те, и те, объединив усилия. Потом еще идешь по дороге на холм, и вот наконец ты достиг цели. А там - ничего. Только груда камней с жовто-блакитным прапором на мачте и большая телевышка-излучатель, транслирующая тебе прямо в голову, что ты поднялся с колен, достиг вершины, добился всего и потому должен быть счастлив.

И ведь верят этой чуши безоглядно. Но не все...

Нетолерантные разговоры о большой политике

В кафешке рядом с центральной площадью Рынок - там, где на ратуше Ивано-Франковска часы играют «Ще не вмерла Украина», - за соседним столиком два крепких мужика сильно за 50, по виду бывшие военные, громко говорят о политике. На русском. Ничуть не смущаясь, что их мова и слова не вписываются в официальную версию происходящего:

- Хлопцы у нас орут: «Дайте нам грошей, чтоб мы могли москалей вбивать!» Ну, е... твою мать, идиоты же! Москалей они убивать хотят... Да с москалями договариваться надо! Это же братский народ. Да я уверен, если б не Яценюк и его... (далее следует совсем уж непечатный набор определений и эпитетов. - С. П.), и по Крыму можно было договориться. А так...
- А что так? Это же ясно, Америка нам всем гадит. Смотрит, чем Россия ответит. А в России тоже слабину давать не хотят. Они твердо стоят на своем: в Донбассе они не воюют. А если там добровольцы из России, то кто это запретит? Да даже если офицер взял отпуск и поехал туда, то всё чисто. А Янукович им на свои деньги танки купил и теперь смотрит, чем дело кончится.

Учительницу географии Наталью Боронило ученики затравили за «сепаратизм». Фото: Facebook.com

- Да я это понимаю. Если б там была российская армия, мы бы с тобой тут не каву пили, а водку с Петром Романовичем. Помнишь его? Ну как он в общагу к медсестрам ходил?

Далее опять звучат не совсем приличные подробности про этого самого легендарного Петра Романовича и его курсантские, а потом лейтенантские подвиги где-то в гарнизоне под Калугой...

Вы скажете: подумаешь, офицеры-отставники, а теперь обычные пенсионеры треплются... Но напомню: это происходит в самом центре свидомой Галичины, где и за меньшее можно схлопотать по полной. Как уже получила обычная учительница географии обычной ивано-франковской городской школы № 2 Наталья Григорьевна Боронило.

Хунвейбины из Ивано-Франковска

Дозвониться до нее я не смог - телефон все дни был заблокирован для любых звонков. Поэтому послал СМС: «Наталья Григорьевна, буду в Ивано-Франковске, хотел бы встретиться. Но это на ваше усмотрение. Понимаю вашу ситуацию и не желал бы ее обострять и доставлять вам лишние неприятности...»

Она долго не отвечала, но потом все-таки написала: «Извините, встретиться не могу. Уезжаю. Они меня затравили...»

История - рассказываю ее со слов своих коллег-журналистов - очень похожая на те, что происходили в Китае в годы так называемой пролетарской культурной революции, когда отряды подростков-хунвейбинов, науськанные властью, издевались над школьными преподавателями и университетскими профессорами, ставя их на колени, обливая чернилами и надевая на головы дурацкие колпаки, а на шеи - оскорбительные таблички.

Испытания для 55-летней учительницы географии Натальи Боронило, сама она из Днепропетровска, но давно живет на Западной Украине, начались во времена киевского майдана, когда объясняла ученикам, что ни к чему хорошему это не приведет и что вся эта заваруха происходит по заказу Америки. Невиданная смелость! Когда же в Донбассе армия и каратели из «айдаров» и «азовов» принялись стрелять по жилым домам, больницам и детским садам, Наталья Григорьевна прямо на уроке сказала, что это нелюди и убийцы.

Старшеклассники втихую, но возмутились: как так можно о свидомых героях? И кто-то повесил на дверь кабинета географии листовку «Нет сепаратизму!». Ну а дальше пошло-поехало: через два дня учительницу, которую еще недавно все сильно любили, пропустили через «коридор позора», крича в адрес Боронило «Ганьба!» и улюлюкая ей вслед. Потом уже родители заявили директору, что хотя учительница и хорошо преподает, но они не хотят, чтобы дети у нее учились. Не дай бог привьет школьникам прививку от украинской идентичности. А тут и коллеги-учителя расстарались, прямо предложив Боронило уволиться, потому что дети не хотят к ней на уроки ходить...

В Ивано-Франковске, если ты не носишь вышиванку и не поддерживаешь войну на Донбассе, то автоматически попадаешь в ряды «сепаратистов». Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Что в этой истории цепляет больше всего? Нет, даже не реакция взрослых подстрекателей и юных дебилоидов на призывы педагога одуматься и не раздувать огонь войны, которая уже спалила все государство, только головешки собирай. В конце концов всегда и везде найдутся свои хунвейбины, готовые издеваться над инако- и, главное, здравомыслящими. Призывать «разбить головы ренегатам, сепаратистам и национальным предателям!».

Цепляет другое: что в самом центре этой истерии нашлась женщина, которая не побоялась открыто высказать свою позицию. Одна женщина.

(В следующей части читайте, как Украине обещают невиданные экономические успехи и достижения и что при этом происходит в реальности на примере обычного села на Ивано-Франковщине.)

Часть5
Сельские жители Украины стоят на зыбком мосту между исчезнувшим радянським прошлым и неопределенным будущим незалежности. 
Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Слухай, а ведь Украина скоро станет Западной Германией!


Ох вы, мускулы стальные, пальцы цепкие мои...

Три дня в ивано-франковской гостинице, где живу, проходит фестиваль бодибилдеров и бодибилдерш усей неньки. К главному входу подъезжают запыленные автобусы, откуда вальяжно выходят накачанные хлопчики и крепкие украинские дивчины. Холл, ресторан и лифты уже заполонили их более ранние собратья в майках с логотипами на латинице «Федерация бодибилдинга и фитнеса Одессы», «Атлетический клуб «Атлант», город Житомир» или просто «Украина».

В конференц-зале строгие дяди в костюмах и галстуках и тети (почему-то в вечерних платьях) строго взирают из-за столов на хлопцев в жовто-блакитных плавках и дам в гимнастическом трико таких же патриотических расцветок. Едва не сталкиваюсь с бредущей к выходу парочкой. Она, капая слезами на его развитую дельтовидную мышцу, громко трындит:

- Не, ну ты подывись! Оне мене говорят, что рельефу мало. У Оксанки хватает, а у мене мало!..
- Ну шо ты, Ириш, не переймайся! Ще трохи попрацюешь и через рик приидешь.

Бедная бодибилдерша Ириша. Она, конечно, еще попрацюет в зале. Укрепит если не мозги, то мускулы. Но будет ли от того счастье? Она ведь совсем как ее незалежная ненька. Строгое европейское жюри тоже много обещает - только вот подкачайте свою экономику и дайте витаминного коктейля демократии, а то у вас косая мышца какая-то не такая, да и рельеф еще не тот. В общем, приезжайте потом. А на сцене красуются совсем другие...

Фестиваль бодибилдинга и фитнеса в Ивано-Франковске: украинские атлетки повернулись к Европе своей лучшей стороной. Фото: Facebook.ru

Блестящие перспективы под лучами правды

Только не смейтесь! Это не я придумал! Это я в самых правдивых украинских СМИ прочитал: «Война закончится, и Украина станет Западной Германией». Прямо так и написано в областной газете «Галичина». И не какой-то шарлатан это заявляет, а глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. И всего-то для этого надо - цитирую - «конкретный экономический план, политическая воля и эффективное управление».

Где бы еще их взять?

Чтобы оценить эти блестящие перспективы, еду в самую что ни на есть ивано-франковскую глубинку - в город Галич, некогда столицу большого Галицко-Волынского княжества (по сегодняшней модной версии укроисториков - королевства), а сейчас заштатный райцентр с неизменной статуей Данилы Галицкого на единственной площади и вконец раздолбанным и теперь только пешеходным мостом через Днестр.

Отсюда есть пошла Галичина. Хотя, похоже, тут она и закончилась...

Бывшая столица Галицко-Волынского княжества город Галич сейчас стал маленьким и совсем не впечатляющим райцентром. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

И зачем только печку сломали?

Московская украинка, живущая в России уже больше десяти лет, узнав, что собираюсь в незалежную, попросила завезти сюда матери и другим родственникам подарки. Тем более по пути. Собрала небольшой пакет: две пары модных кроссовок, кофточка, поющая погремушка для 9-месячного племянника, еще что-то по мелочи.

Село в нескольких километрах от Галича, но частная маршрутка ходит редко. Да и дорого по местным понятиям. Поэтому селяне в большинстве ходят в райцентр пешком. Сорок минут с мешками на загривке - делов-то!

Посмотришь вокруг - редкая идиллия. Аисты на столбах. Стандартные кирпичные и побеленные на штукатурку по здешней традиции дома. Бывший совхоз-миллионер имел тут когда-то элитное племенное стадо, сотни гектаров пшеницы, картофеля - бараболи по-местному, технических культур - конопли и льна. Все растащили и раздербанили.

Встречают меня хлебосольно. Гость же аж из Москвы, от дочки! Борщ з куркою. Вареники з той самой бараболей, цибулею и шкварками. Томати з огирками и всяки закрутки. Свежий березовый сик, прямо з ближнёго лису. Ох, як смачно!

Говорим о местной жизни. Она у большинства совсем невеселая. Хозяйка тридцать лет работала зоотехником в том самом местном совхозе-миллионере, пенсия аж тысяча сто девять гривен (2600 рублей, если переводить по реальному курсу). Громко жалуется:
- Зачем я согласилась разобрать печку?!

Мост через Днестр в Галиче превратился в пешеходный — центральный автомобильный пролет полностью разрушился. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Лет пять назад, когда российский газ стоил копейки и казалось, что так будет всегда, печку сломали и перевели отопление на газовый котел. А сейчас, получив счета, вздрогнули. Раньше хозяйка платила тысячу гривен в месяц - это с электричеством, а за апрель принесли платежку - три с половиной тысячи! В три с лишним раза больше ее пенсии. И ведь никуда не деться: в доме грудной младенец, а по ночам было холодно. Плюс сто пятьдесят гривен за электричество. Благо вода своя, из колодца, но насос включить для подкачки надо - тоже киловатты накручивает.

Хорошо, сын заплатил. Он раньше в Испании работал, сначала виноград обрезал в Кантабрии, а потом уж устроился по гипсокартону и другим интерьерам. Но контракт закончился, пришлось уехать. Сейчас вот в Москве работает. Точнее, работал. Сократили. Вернулся домой. И что будет дальше?

- Марийке хорошо, это моя младшая, они у себя печки оставили...

Марийка работает в районной больнице, зарплата медсестры - полторы тысячи. Муж - старший пожарного расчета, на руки получает две тысячи триста гривен, а иногда, если вычтут, выходит две сто, а то и две. Старшая дочь у них студентка университета в Ивано-Франковске, хорошо, что медалистка, - на бюджетном, и место есть в общежитии-гуртожитке, и стипендию получает. Держат кабанчика, 40 кролей, куры, индейки-цесарки. Купили мешок комбикорма для них, заплатили 200 гривен, хватит месяца на три.

- Если б не дворовое хозяйство свое - хоть в гроб ложись, - говорит мать.
- А как же вы концы с концами сводите?

Молчит, но потом нехотя признается: благодаря старшей дочери - ну той, которая с утра до вечера пашет в Москве без выходных. Это со мной она подарки передала, а так-то обычно деньги высылает...



(В следующем номере пойдет речь об особенностях западноукраинского национального характера и странностях местного восприятия мира.)

Часть6
Завербоваться на работу в Польшу можно прямо на вокзале. 
Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Дикие вечера на хуторе близ Диканьки


Двое выносят, третий разгибает

Обычная картинка: прямо на привокзальных площадях галичанских городов стоит микроавтобус с плакатом «Работа в Польше». Зовут на уборку спаржи, клубники и канадской черники, выращивание шампиньонов, на стройки и мясокомбинаты. Заработок - в зависимости от выработки. Спать или в вагончиках прямо у поля, или - если сильно повезет и хозяин добрый окажется - в общежитии в комнатке на 4 - 6 человек.

- А что, - рассуждает моя сельская хозяйка, - у нас многие ездят. Вот соседи, муж с женой, в прошлом году на клубнику на два месяца съездили, так аж две тысячи евро привезли! Ремонт в доме начали, одежонку купили. В этом году опять собираются...

- Нет, я в Польшу ни за что! - возражает сын, который с испанским виноградорско-гипсокартонным опытом. - У меня знакомый в Польшу заробитчан возит, а он же шутник, так смеется: выходит жинка утром в борозду, становится буквой «зю» и так до ночи не разгибается. А потом приходят двое мужиков, берут ее за руки за ноги и выносят на дорогу, а там третий ее уже через колено выпрямляет...

Такая вот Западная Герман..., ой, звиняйте, пока еще Украина.

«Вот такие мы тут бандеровцы!»

В сельском доме знакомой московской украинки, давно покинувшей родину, собирается родня. Горилка-казенка, пиво, кислое домашнее вино... Я не пью, а только слушаю. С каждой новой рюмкой градус патриотизма повышается. Фраза «Вот такие мы тут бандеровцы!» из типа смешной присказки становится напоминанием приезжему москалю, что тут ему не там, отож!
К вечеру, когда на огонек и стакан заглядывает кум - он приехал на недельку на побывку «спод Луганська», - наступает местная АТО*, где ворогом выступаю уже не я, а сын хозяйки, служивший срочную в танковых войсках, но прятавшийся от мобилизации.

- Да пока я страну захищаю от сепаров, ты гроши куешь! - идет в атаку на родственника со стаканом, как с гранатой РГД-5, боец-отпускник.
- Куме, да ты же сам мне говорил, что записался в добровольцы, потому что там тебе обещали четыре тысячи гривен в месяц, а здесь тебе платили только полторы, да и той работы нема! - отбивается танкист-заробитчанин.

Начинаются громкие, с размахиванием руками подсчеты. Четыре тысячи, оказывается, действительно обещали, но пока не дали, хотя доброволец воюет уже девять месяцев. (Кстати, о том, что обещал и что в итоге дал народу Порошенко, в том числе относительно зарплат военным, - на стр. 6.) Счас вот еще обещают половинную оплату за газ и «коммуналку». И землю выделить. Потому и собирается воевать еще три месяца. Чтобы считался ровно год в АТО.

Это только в украинских незатейливых комедиях сельским жителям живется весело... Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Веселье необыкновенное. Гоголевское. Просто вечера на хуторе близ западенской Диканьки. Родня идет друг на друга врукопашную...

На следующее утро кумовья со свежими фингалами как ни в чем не бывало пьют крепкий чай, собираются на шашлыки и рассуждают о том, пора уже томатную рассаду высаживать или еще недельку погодить, а то пока по ночам земно (то есть морозно). При моем виде глаза в сторону отводят. Неловко им за свой вчерашний патриотизьм. И тут пришедший с вахты зять-пожарный приносит бутыль домашнего самогона. Чтобы с кацапом совсем трохи. АТО начинается снова...

Не хата, а какой-то плацкартный вагон с дембелями!

«Россиянська мова дюже погана...»

На носатом междугородном «Мерседесе», битом-перебитом и как-то по-особому изощренно измятом, еду в духовный центр украинства город Тернополь, которым меня месяц назад пугали харьковские милиционеры. Мол, вот уж где москалей не любят... Ну что ж, надо и на это посмотреть.

Трясемся по вконец убитой дороге. Как будто дело происходит под Берлином в 1945-м и ее только что обработал полк штурмовиков Ил-2, а дорожная служба боится носы из щелей высунуть. Едем через бывшие польские городки Бурштын, Рогатин, Бережаны. С католическим костелом на центральной площади и греко-католической церковью чуть поодаль. Ну или наоборот.

От бывшей Речи Посполитой и Австро-Венгрии местным населенным пунктам достались замки шляхтичей, культовые здания и симпатичные, хотя и облупленные особнячки в стиле позднего классицизма. От 50 лет радянськой** Украины - типовые сталинские горрайисполкомы и райкомы партии, тоже типовые поликлиники, гостиницы, кинотеатры и клубы, школы и детские сады да еще пятиэтажные хрущевки, которые торчат сейчас неухоженные, с черными потеками на боках, как кариесные зубы. От 23 годов незалежной неньки не осталось ничего. Кроме разбитых дорог, запустения и разрухи, в том числе в головах.

Зато в каждой деревне над сельсоветом непременно два флага - государственный и «Правого сектора» (напомню, в России эта экстремистская организация запрещена). И еще - памятник Степану Бандере на улице его же имени.

Над торпедой автобуса гордо реют точно такие же жовтно-блакитный и черно-красный флажки. Водила, не отрываясь от руля, разговаривает с напарником, который расположился на соседнем кресле:

- Россиянська мова дюже погана. Гавкають, як собаки!!!

Дальше следуют рассуждения, что русские вовсе и не славяне.
Напарник согласно поддакивает:

- Варяги. Ну, кочевники...

Что тут скажешь, лингвистические и этнографические познания проникли в самую гущу населения неньки, овладев умами малограмотных масс. Це и есть революция гидности, то есть достоинства.

На Западной Украине в церквях разных конфессий идут специальные службы о заробитчанах на чужбине. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

При том из автомагнитолы в салон льется песня кацапской рок-группы «Високосный год» с явно сепаратистскими призывами «Москва, Москва, забери меня домой!», но этот явный диссонанс, похоже, никого не смущает.

Кто же в Рогатине не знает Паниковского!

Останавливаемся по пути на автостанциях, где орудуют профессиональные попрошайки, каждый своей специализации. Заходят в салон автобуса по очереди и собирают «на АТО», «операцию больным детям», причем сразу всем, «дяденька, хочу исьты. Дайте на хлибо, дайте!», а еще на строительство неведомого храма неведомой религии или просто юродствуют с помятой бумажкой в грязных ладонях, сильно хромая и мыча, что совсем не мешает на обратном пути бодро бежать к выходу, освобождая рабочее пространство следующему коллеге-калеке.

Сердобольные пассажиры наивно подают, крестятся и косятся в мою сторону, осуждая жадность: «Це не москаль ли?»
 
Вот он, типичный образ современной неньки. Немытая, мнительная, подозревающая всех и вся и при том жуликоватая попрошайка, дурящая в первую очередь своих же граждан.

(В следующем номере читайте, как, переехав на Тернопольщину, автор оказался в духовном центре украинства и увидел, кто его главные проводники.)

*АТО - антитеррористическая операция.
**Радянський - советский.

1 комментарий: