вторник, 7 июля 2015 г.

Почему у исландцев получилось, а у греков все никак

06.07.15
Дарья АСЛАМОВА
специальный корреспондент 
Комсомольская Правда

Греческая коммунистка призывает граждан сказать "нет.
Фото: Дарья АСЛАМОВА
Еще в день референдума греки грозили Европе кулаками, а на следующее утро ничуть не удивлены, что министр финансов уволен..
 
Национальный характер греков — их очарование и беда. Даже я, журналист, занимающийся греческими проблемами почти восемь лет и привыкшая к местным фокусам, прихожу в ярость от их непоследовательности. Греки — актеры по природе. Эмоциональные, пылкие, легко переходящие от трагедии к комедии и чуть-чуть поверхностные. Там, где русский молча даст в морду, грек будет громко кричать, много жестикулировать, взывать ко всем греческим богам, но с места не тронется. Словом, драки не произойдет. Будет по всем правилам разыгранная сцена, которой одинаково наслаждаются и участники, и зрители. Для любителей театра Греция — лучшая страна в мире.

Еще в день референдума греки грозили Европе кулаками, а на следующее утро они ничуть не удивлены, что министр финансов Янис Варуфакис, самый сильный переговорщик, уволен с поста министра. «Он чересчур резкий, - твердят мои друзья. - Тут нужен душка Ципрас, премьер-министр. У него такая милая улыбка, мягкие манеры, он не раздражает европейцев. И вообще, он из уважаемой семьи (крайне важно для греков. - Д.А.) Он, правда, ни дня в своей жизни не работал, зато такой воспитанный. А Варуфакис (о ужас!), по слухам, лоббировал введение национальной валюты драхмы». «Но это самый трезвый и правильный шаг для Греции! - взрываюсь я. - А на что же вы рассчитывали, когда голосовали «охи»?! Что Европа спишет долги? Что вы останетесь в зоне евро? А теперь снова переговоры?» «Ну, конечно, - отвечают мне. - Мы же цивилизованные европейцы. Надо вернуться к дискуссии. Все как-нибудь уладится».

В Греции невыносимая жара. Хорошо бы поспать. Все зевают, и тут я вспоминаю, как в такой же ситуации повели себя исландцы, холодные прагматичные островитяне, суровые моряки и жадные торговцы. Все-таки климат — великая вещь. В 2008 году исландские банки «кинули» 400 тысяч частных европейских вкладчиков на сумму 4 миллиарда евро с процентами. Вроде бы пустяки, но если разделить долг на 320 тысяч человек населения, выходило, что все они, включая младенцев, должны платить ежемесячно по 100 евро в течение 15 лет.

Местные бабы, вооружившись кастрюлями и поварешками, на пять месяцев осадили парламент. В результате «кастрюльной революции» прошел референдум, на котором без всяких экивоков был поставлен вопрос: мы будем платить или нет? Разумеется, нет.

Европа пришла в ярость. Даже грозила войной. Банковская система в стране не работала целый месяц. Кроме того, Исландия — это крохотный остров, затерянный в Атлантическом океане. Европейцы обещали прервать с Исландией воздушное и морское сообщение, отрезать ее от мира навсегда, лишить возможности торговать. Все это пустые эмоции, решили исландцы. Мыслить надо хладнокровно. Никаких переговоров. Никакой болтовни с евробюрократами. Нужно просто пересидеть ураган дома. Картофельная водка есть, закуска в виде мяса контрабандного кита тоже присутствует, вулканы работают, производя дешевую электроэнергию. За окном воет ветер, но людям из породы викингов не привыкать. Терпение — отличительная черта моряков. Исландцы выждали и победили, а Европа сделала вид, что никаких ссор с далекими островитянами у нее и вовсе не было.

Греческое «охи» не идет ни в какое сравнение с исландским «нет». Если исландцы говорят «нет», спорить с ними бесполезно. Они никогда не идут на переговоры. А если идут, то только затем, чтоб объявить свою окончательную и непримиримую позицию. Точка. Именно этого упрямства и несгибаемости так не достает моим темпераментным греческим друзьям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий