суббота, 1 августа 2015 г.

Татьяна Воеводина. ЧТО ДЕЛАТЬ С "КРЕДИТНЫМ РАБСТВОМ"?

рысь http://zavtra.ru/media/authors/voevodina-tat.jpg31.07.15.
domestic_lynx
Татьяна Воеводина
Окончила Московский институт иностранных языков по специальности «переводчик» и Московскую государственную юридическую академию со специализацией по гражданскому праву. Работала в Министерстве Внешней торговли, в Итальянско-российской торговой палате, в качестве представителя в Москве итальянской компании группы ФИАТ. С 1998 г. владелица и руководитель компании "Белый кот", специализирующейся на продаже изделий для экологически чистой уборки. Также  агробизнес в Сальском районе Ростовской области

Сергей Миронов, руководитель «Справедливой России», говорит о нынешней напасти – «кредитном рабстве», как он выражается. Люди берут потребительские кредиты, под большие проценты – ну, и влипают. С.Миронов предлагает законодательно ограничить процент по микрокредиту и вообще навести порядок в потребительском кредитовании.

На самом деле, единственно правильным порядком, отвечающим подлинным интересам людей, а не внушённым манипуляторами «хотелкам», было бы полное отсутствие потребительского кредитования. Но в существующей реальности такого произойти не может. А потребительское кредитование само по себе ведёт к долговому рабству. Законодательное ограничение процента – это лечение зубной боли анальгином.

Кому и зачем нужно потребительское кредитование?

Потребителю? Вовсе нет. Нужно оно глобальному капитализму, который не может без экспансии. А экспансия ему, в свою очередь, нужна потому, что бизнес тоже ведётся на заёмные деньги. Но новых рынков нет и не предвидится, наличные у населения средства – не растут. Нигде.

И капитализм нашёл пространство для экспансии в умах и душах людей. Примерно с середины прошлого века он ведёт широкомасштабное воспитание «нового человека» - идеального потребителя. Кто такой идеальный потребитель? Это весёлый, жизнерадостный дебил с психикой дошкольника, постоянно жаждущий новинок и прикольных впечатлений: схватив новую игрушку, он тотчас бросает старую. Его мы каждый день видим по телевизору, он – герой рекламы. Его создаёт целенаправленное совокупное усилие СМИ и образовательной системы.

Однако как бы ни был идеален идеальный потребитель, как бы ни велика была его готовность купить всё, что глобальный капитализм пожелает ему «впарить», как бы свято он ни верил всем маркетинговым сказкам, которыми потчуют его СМИ, как бы ни были, стараниями прогрессивного наробраза, отрывочны и расплывчаты его представления о мире и узки умственные интересы - всё равно он ничего не купит, если у него вульгарно нет денег.

Значит, нужно сделать так, чтобы деньги появились. Решение этой задачки - потребительский кредит. Бери – покупай – наслаждайся, потом отдашь.

Народ кредита, в общем-то, всегда боялся. Это заложено в генетической памяти: долг – бремя, зависимость, «берёшь чужое на время, а отдаёшь своё навсегда». В пьесе Островского «Свои люди – сочтёмся» несостоятельный должник попадает в долговую яму самым что ни наесть физическим образом. Народная мудрость учила сторониться кредита, рекомендовала жить по средствам: по одёжке протягивай ножки, не в свои сани не садись. На большие покупки деньги КОПИЛИ.

И вот – всё перевернулось с ног на голову. Жить в долг не только не стыдно, но даже почётно. Это огромный переворот в сознании, глубокая смена культурной парадигмы. Но она – произошла! Именно так живут современные и продвинутые в развитых странах, а копят – лохи.
Меж тем любой кредит, даже самый что ни наесть нормальный и честный, - это всегда заимствование у будущего. Ты получаешь что-то сейчас, а платишь потом. И всё ради того, чтобы купить новую тачку или третий телевизор в малогабаритку.

Обычным делом становится выстраивание кредитной пирамиды: из нового кредита расплачиваются за старый. И всё ради сегодняшнего, сиюминутного кручения шестерёнок капиталистического хозяйственного механизма. Удел любой пирамиды – рухнуть, но об этом никто не думает. Расплата отодвигается на потом. Расплата в обоих смыслах: и возврат кредита, и расплата в жизненном и религиозном смысле. В Италии в 90-е годы я регулярно читала в СМИ: семья покончила с собой, не в силах вернуть все набранные кредиты. А жили широко: дом, мебель, машина, отдых. Тогда я, помнится, сильно удивлялась, а сегодня дошло и до нас.

Мотыльковая философия «живи сегодня» стала прямо-таки официальной.
Единственное, что на сегодняшний день требуется от обывателя – это ХОТЕТЬ. Постоянно хотеть: новых вещей, поездок, развлечений. Это раньше учили: на всякое хотенье есть терпенье. Сегодня кто не хочет – убогий лузер, ностальгирующий по совковой серости. А настоящий человек хочет всегда. И всего. Для того и существуют банки с его потребительским кредитом. Протяни руку и возьми – долдонит реклама. Кредит за пять минут, одним движением, без поручителей: «Лучше позвонить, чем у кого-то занимать». Очень интересный слоган: тут заранее предполагается, что занимать надо, необходимо, все так делают, вопрос лишь в том, у кого занимать. Так происходит малозаметное внедрение в умы идей-вирусов, так затягивают человека в банкирскую ловушку.

Человек перестаёт понимать, богат он или беден, если богат – насколько. Понимать это необходимо для правильной оценки своего положения в мире – так вот эта оценка у современного человека совершенно смещена и подорвана.

В старом нудно-сером мире требовалось планировать и думать о будущем. В новом, сияющем, нет ни прошлого, ни будущего. «Живи сегодня!» - внушает реклама. Учёные психологи на своих семинарах учат жить в отрезке сегодняшнего дня: не жалеет о прошлом и не беспокоиться о будущем. А в случае какого беспокойства – немедленно отправляться на шопинг. «Шопинг – лучший допинг!»

Люди всё больше и больше живут не разумом, а эмоциями. Женоненавистник Шопенгауэр приписывал такое мировосприятие женщинам и детям. Теперь так предписано мыслить всем, и очень многие радостно исполняют это предписание. Возможно, мы присутствуем при выведении новой человеческой породы: взамен человека разумного – человека эмоционального. Не удивлюсь, что через некоторое время человек, привыкший думать и рассуждать, будет считаться «тормозом», едва не аутистом.
Этим людям можно внушить всё, что угодно: ведь в их мире (правильнее сказать – в их картине мира) никаких объективных ограничений нет.

«Если кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской» (Мтф.18:2.3.6), - говорил Спаситель. Сегодня малых сих соблазнили до полного лишения чувства реальности. Но жернов на шею, боюсь, надеть предстоит тоже им. То есть всем нам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий