суббота, 1 августа 2015 г.

Империя умерла: Польша боится Украины и Литвы

http://regnum.ru/news/polit/1948141.html31.07.15
Станислав Стремидловский

Бюро национальной безопасности Польши выложило в открытый доступ проект концепции информационной безопасности

 Флаг Польши Флаг Польши
ВаршаваREGNUM  Бюро национальной безопасности Польши (BBN) выложило в открытый доступ проект концепции информационной безопасности. О работе над ней говорилось давно. Инициаторами создания концепции выступили президент Польши Бронислав Коморовский и подотчетный ему глава BBN генерал Станислав Козей.

Методологически проект можно разделить на две части. Первая описывает понятийный аппарат, цели и задачи, а также механизмы их реализации. Вряд ли к ней будут серьезные замечания и придирки, поскольку она в целом совпадает с аналогичными документами, принятыми в других странах. Вторая носит уже более спорный характер — в ней указываются первоочередные политические установки, конкретные страны и потенциальные межгосударственные конфликты, могущие угрожать информационной безопасности Польши. Работа над концепцией продолжается, окончательный ее вариант может быть подготовлен к концу года, как подчеркивается на сайте Бюро национальной безопасности.

Особый интерес проект представляет для четырех восточных соседей Польши — России, Белоруссии, Украины и Литвы. Представленная в тексте комплектация и расстановка приоритетов характерна для того «дивана» варшавского политического салона, на котором расселись чиновники и силовики, ориентирующиеся на уходящего со сцены уже через неделю президента Коморовского. По их мнению, угрозой для Польши является «провоцирование польско-украинского конфликта на исторической почве с возможным применение терактов, якобы осуществленных украинцами против поляков или наоборот». Другими угрозами называются формирования в мировом общественном мнении имиджа Польши как ксенофобской и антисемитской страны, провоцирование польско-литовского противостояния путем создания иностранными спецслужбами впечатления о существовании польского сепаратизма в Литве. Отдельно упоминается о борьбе с Москвой за симпатии Минска. Предлагается жестко конкурировать с российскими СМИ и взаимодействовать взаимодействие со странами региона в области вещания теле- и радиовещания в Белоруссии, а также максимально охватить польскими информационными программами (радио и телевидение) польское меньшинство в других странах.

Пандан к этому идет работа министерства иностранных дел Польши по интеграции в выстраиваемую сегодня информационную кампанию, направленную против Кремля. В начале июля этого года глава польского МИД Гжегож Схетына и его нидерландский коллега Берт Коендерс на пресс-конференции в Варшаве заявили, что собираются поддерживать «независимые русскоязычные СМИ». По словам Коендерса, «мы не хотим сказать, что будем сеять пропаганду. Речь идет о том, чтобы современные русскоязычные СМИ могли быть независимыми». Спустя две недели Схетына уточнил, что эта инициатива «польско-нидерландская, однако хотим, чтобы другие страны к нам присоединились». По его словам, цель проекта — сделать доступными «свободное слово и свободную информацию» для востока Европы, России и русскоязычного меньшинства в странах Восточной Европы. Министр иностранных дел Польши пояснил, что русскоязычный телеканал может создавать программы, которые могли бы использовать уже существующие русскоязычные СМИ. Свою работу он мог бы начать работу в следующем году. Но пока что только 10 сентября в Варшаве состоится конференция, касающаяся деталей финансирования проекта, уточняет Зарубежная служба Польского радио. Премьер-министр Польши Ева Копач добавила, что «вопросами логистики и финансирования канала займутся наш МИД и министерство финансов. Что касается финансирования, рано говорить о конкретных цифрах, но этот вопрос решится в ближайшем будущем». Хотя позднее заместитель главы польской дипломатии Рафал Тшасковски намекнул, что, возможно, финансировать проект будет Евросоюз.

Коморовский, Козей, Схетына, Копач — все они, так или иначе, принадлежат к правящей партии «Гражданская платформа» (РО), которая определяет цели и задачи польской политики, исходя из собственных представлений о «добре и зле». Между тем, избранная ими стратегия вызывает сомнения. Начиная с зимы 2014 года, Варшава поддерживает пришедших к власти инициаторов государственного переворота на Украине. Волей-неволей, политики от «Гражданской платформы» уже не могут отыграть назад и признать, что нынешний Киев создает для Польши больше проблем, чем преимуществ, в том числе даже выведя за скобки ухудшение ввиду украинского конфликта российско-польских отношений. Возглавляющий отделение Польского геополитического общества в Жешеву политолог Анджей Запаловский ставит логичный вопрос: если слабый украинский режим все равно идет на публичное прославление националистов, устроивших Волынскую резню во время Второй мировой войны и убивших 100 тысяч мирных поляков, чего же тогда польскому обществу ждать от Киева, когда он укрепится? Стратегия варшавского политического салона, направленная на замалчивание современных проблем, корни которых произрастают из исторического наследия, блокада публикаций об официальном восхвалении потомков сотрудничавших с нацистами украинских националистов и клира типа униатского митрополита Андрея Шептицкого, памятник которому на днях открыли во Львове, окрики в адрес польского меньшинства в Литве, борющемуся вместе с русским и белорусским меньшинством против этнократического Вильнюса, результатов не дает.

Более того, в самой Польше ряд ключевых партий и политиков начинают пересматривать свои прежние внешнеполитические догматы и идейные установки. Как подчеркивает еженедельник Warszawska Gazeta отношение к Украине меняет крупнейшая оппозиционная партия «Право и Справедливость» (PiS). Судя по всему, считает издание, политтехнологи PiS по итогам углубленного изучения общественного мнения пришли к выводу, что большая часть электората этой партии не принимают ее «резко проукраинскую позицию». Соответственно, это определяет параметры новой стратегии для «Права и Справедливости». Так, 22 июня депутаты от PiS покинули парламентскую ассамблею Польши и Украины, протестуя против того, что украинские законодатели не захотели включить в совместную резолюцию слова с осуждением Украинской повстанческой армии (УПА). Но пока непонятно, является ли этот жест свидетельством реальных изменений партийной линии или всего лишь электоральной уловкой, поэтому требуются дополнительные шаги со стороны лидеров «Права и Справедливости».

Во-первых, в том случае, если они смогут победить на выборах в Сейм на октябрьских выборах, от PiS ждут принятия на законодательном уровне резолюции о признании Организации украинских националистов (ОУН) и УПА преступными организациями.

Во-вторых, новый кабинет должен поставить вопрос о возвращении польской общине во Львове (формально — Римско-католической церкви на Украине) церкви Марии Магдалины.

В-третьих, сократить государственное финансирование украинских организаций в Польше в отсутствии аналогичной поддержки Киевом польских организаций, работающих на Украине.

В-четвертых, уже сегодня спикеры «Права и Справедливости» могли бы четко сформулировать и высказать свое отношение к проекту концепции информационной безопасности в отношении предложенных в нем целей и задач по Белоруссии, Литве и Украине.

Если этот проект, представленный уходящими с политической сцены силами, придуман как ловушка для PiS, которой таким образом предлагается после победы реализовывать предложения ее противников, об этом следует заявить четко и сразу. Без того все будет выглядеть так, что и «Право и Справедливость», и «Гражданская платформа» в сфере международных отношений изображают на публике лишь потешную борьбу, а сами придерживаются одинакового внешнеполитического курса. Оставлять без внимания принципиальные вопросы уже не получится — попытка оградиться от них, встав в позу страуса, приведет только к тому, что осенью избиратель больно клюнет в то место, которое у политиков отвечает за интуицию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий