понедельник, 4 июля 2016 г.

М. Шевченко. Эрдоган нашел спасителя

Главная04.07.16
Максим Шевченко,
политолог, телеведущий
Опубликовано в выпуске № 25 (640)
за 6 июля 2016 год


Максим Шевченко Говоря о стремительности, судя хотя бы по возбудившемуся туристическому рынку, возвращения России в Турцию, уверен: плохой мир всегда лучше хорошей войны, а хороший мир лучше плохого мира. Тем более что между нашими странами не было неразрешимых противоречий.

Есть стратегическая даже не конфронтация, а я бы сказал – конкуренция – на Кавказе и в Сирии. Но это отнюдь не неразрешимые конфликтные моменты, все улаживается в ходе политических, экономических и других переговоров.

Конфликт был вызван неадекватным поведением турецкого руководства, которое спланировало засаду на наш самолет не без поддержки американцев. Турецкие ВВС сами бы с этой задачей не справились, и помощь двух «Аваксов» стала решающей.

Как только разрешилась коллизия, вызванная гибелью нашего летчика (Турция предприняла адекватные шаги, которые ей по сути ничего не стоили), все мгновенно вернулось на нормальный путь. Общих интересов – человеческих, экономических, нефтегазовых, вплоть до вопросов безопасности – гораздо больше.

Что касается того, как опыт с гибелью российского бомбардировщика скажется на дальнейших отношениях России и Турции, должен заметить: наше руководство действовало, как по нотам, развитие ситуации было хорошо просчитано. Комбинация, может быть, выглядела рискованной, но в целом была выверенной и правильной. Бомбовые удары наносились по туркоманам, и было ясно, что рано или поздно нервы у Анкары не выдержат, она должна будет как-то отреагировать. Единственное, что не просчитывалось, – расстрел нашего летчика. Думаю предполагалось, что может быть сбит Су-24, старый самолет, абсолютно не приспособленный для поединка с F-16 и фактически беспомощный против современных систем ПВО. Тем более что бомбардировщики в этой зоне летали без прикрытия истребителей. После того как самолет был сбит, Эрдоган оказался в стратегическом тупике.

Последние годы отмечены ростом популярности в материковой Европе националистически настроенных партий, выступающих с тюркофобских и вообще исламофобских позиций. Принятая там демократическая процедура делает этот процесс неостановимым. И даже последний пересмотр Конституционным судом Австрии результатов президентских выборов, после которого стало ясно, что Австрийская партия свободы, решительно выступающая против турецкой миграции, имеет очень хорошие перспективы в борьбе и за пост главы государства, и за места в парламенте. Аналогичные партии также стремительно набирают вес в Германии, во Франции, в Венгрии, в Греции… Так что в отношениях с Европой у Турции уже были серьезные проблемы. Но окончательно добил политику Эрдогана референдум о выходе Великобритании из Евросоюза.

Дело в том, что исторически именно Великобритания была наиболее «мусульманизированной» в ЕС, и ее возможный уход в сочетании с ростом антитурецких настроений в других странах – по сути крест на европейской политике Эрдогана.

В Сирии ему также не удалось решить ни одной задачи. Из основных это свержение Асада, а также приведение к власти правительства, лояльного Анкаре, что помогло бы Турции установить контроль над северными районами Сирии. И третье провальное направление – это Кавказ. Переговоры руководителей Армении и Азербайджана при поддержке Путина оставили Турцию за рамками как переговорного процесса, так и политического влияния в регионе. Турки всегда считали Азербайджан своей вотчиной, но оказались перед фактом, что Баку куда более ориентируется на Москву, нежели на Анкару. Наконец, сложнейшая непонятная коллизия на восточном направлении турецкой политики. Борясь с запрещенным в России ИГ, Анкара по сути должна поддерживать воюющих с ним курдов. Но ИГ – явление временное, а курды для Турции – стратегические враги. Добавим сюда фактически полный крах движения «Братьев-мусульман», которым Эрдоган много чего обещал, но так ничем им и не помог.

В сложившейся ситуации мир с Россией был для турецкого президента самым легким и простым решением, на которое он и пошел. И то, что Путин принял извинения Эрдогана, для последнего является спасением. Думаю, барана жертвенного в честь нашего президента он точно должен зарезать.

Максим Шевченко,
политолог, телеведущий
vpk-news.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий