четверг, 20 ноября 2014 г.

Якунин без шубы и квартиры

Пишет Павел Шипилин 
(pavel_shipilin)



Вчера Владимир Якунин ответил не только на волнующие блогосферу вопросы о своих шубах (которых, как он сказал, у него никогда не было), детях и недвижимости. Было и кое-что поинтереснее. По крайней мере, тайная встреча главы РЖД, попавшего в санкционный список, с американским послом США выглядит настоящей сенсацией.
Интервью Владимира Якунина интернет-порталу «Газета.Ru» уже разошлось цитатами по интернету. Фото Артема Сизова («Газета.Ru»).

Про санкции

Несмотря на то, что Владимир Якунин внесен в американский санкционный список, на территории США он побывал — в посольстве. Куда был приглашен, чтобы обсудить возможность участия американских бизнесменов в проектах РЖД. Правда, что за предложения поступили и чем закончилось их обсуждение, не сообщил. Но по мне так сама информация о его тайной встрече с послом грозит санкциями теперь уже самому послу. Впрочем, словоохотливая Джен Псаки по этому поводу, надеюсь, еще выскажется.

С Европой взаимодействие еще плотнее. «Продолжается участие Siemens в совместном предприятии на Урале, которое было создано вместе с «Уральскими локомотивами» Дмитрия Пумпянского. Продолжается сотрудничество Alstom с «Трансмашхолдингом» по выпуску локомотивов. На сегодняшний день никаких изменений в тех позициях, которые существовали, я не наблюдаю. Более того, в ближайшее время у меня планируется встреча с руководством Siemens, чтобы подумать о перспективах, о том, что будем делать дальше».

Недавно прошло road-show для бизнесменов, интересующихся проектом высокоскоростной магистрали Москва — Казань. «Приехали представители около двухсот иностранных компаний, которые проявили заинтересованность в этом проекте».

Я не почувствовал, что Владимир Якунин обеспокоен наложенными на него санкциями. По-моему, он их не ощутил.

Про Украину

По некоторым косвенным признакам можно понять, что никакого вторжения на территорию Украины, как и следовало ожидать, не планируется. Так же как и на территорию сопредельных с нею двух новых государств — ДНР и ЛНР.

26-километровый участок через Донбасс безопасен, однако для поездов, следующих на юг, на всякий случай будет построен обход. «Уже в этом году мы выделяем 100 млн руб. на начало работ по проектированию этого обхода».

Если бы планировалось вторжение, нелепо было бы одновременно тратить деньги на строительство дублирующей железнодорожной ветки. Тем более — на сооружение дорогостоящего моста через Керченский пролив. А он тоже будет построен — и железнодорожный, и автомобильный. «Причем железнодорожная часть — это будет двухпутный мост. То есть это полноценный такой железнодорожный переход».

Мост тоже находится на стадии проектирования. «Для такого объекта, я думаю, что норма проектирования стандартная — это года три, но в нашем случае она будет сокращена. Пока мы сейчас рассматриваем в части, нас касающейся, вопрос подготовки проектирования и строительства подходов к этому мосту, это тоже самостоятельная работа. Уже начали определенные работы. Но придется те проекты, которые существовали в этом регионе, существенно дорабатывать».

Однако от ответа на вопрос, когда конкретно появится мост, ушел. Хотя и объяснил почему: срок строительства зависит от проекта. «Он может быть определен только после окончания проектирования. Установка президента страны — этот переход должен быть построен срочно. Дальше проектировщики должны ответить на вопрос: «срочно» — это как быстро, за какое время?»

Про Китай

С КНР подписан меморандум о строительстве продолжения до Пекина высокоскоростной магистрали Москва — Казань. «Китайцы, как и многие другие, сейчас ищут перспективные проекты для вложения средств. В самом Китае развитие инфраструктуры ошеломляющее. А вот с точки зрения возможности поучаствовать в проекте, который имеет высокое политическое звучание... Ну представьте себе трансконтинентальный поезд Пекин — Берлин или Пекин — Лондон. Звучит привлекательно, показывает состоятельность держав, которые его реализуют».

Стоимость проекта 20 млрд рублей, самой магистрали — кратно выше. Однако КНР эти сумасшедшие деньги не пугают. Не знаю, пугают ли нас предстоящие затраты — в интервью о подробностях сделки не сообщается. Но по мне так чем больше совместных проектов с Поднебесной, тем лучше.

БАМ тоже нужен прежде всего как дорога в Китай. В стратегии развития железнодорожного транспорта ветка рассматривается как инфраструктура прежде всего грузового назначения (хотя там будут ходить и пассажирские поезда). «При проектировании мы получили от компаний заявок на 157 млн тонн новых грузов в год. Это на 55 с лишним млн тонн больше, чем сейчас. И нас в буквальном смысле вынудили согласиться, что объемы будут еще на 10 млн тонн больше. То есть потребность в перевозках у добывающей промышленности колоссальная. А если иметь в виду, что именно в зоне БАМа сосредоточены основные ресурсные богатства нашей страны, то с его загрузкой никаких проблем не будет. Это, конечно, уголь, руда, лесные грузы и многое другое».

Ехать все это добро будет в Юго-Восточную Азию. «Рассчитывать только на Китай не следует. Не забываем о Японии, о развивающейся Южной Корее. Я глубоко убежден, что будет работать Транскорейская магистраль, в реконструкции которой принимают участие Российские железные дороги».

Главная мысль, которую Владимир Якунин пытался в который раз донести: не все инфраструктурные проекты окупаются быстро и непосредственно через железнодорожные кассы. С того дня, как в населенный пункт приходит первый поезд, в нем оживает бизнес, а значит, бюджет получает дополнительные деньги от новых налогоплательщиков. То есть, государство зарабатывает, хотя РЖД при этом может нести убытки, поскольку государство же регулирует тарифы.

Поэтому ОАО «Российские железные дороги» постоянно просит правительство компенсировать свои потери — те самые инвестиции в убыточные или долго окупаемые (двадцать лет и дольше) инфраструктурные проекты. Иногда правительство входит в положение, иногда нет.

По мне так разговор получился любопытный и откровенный. Конечно, для тех, кто хочет разобраться, как устроена российская экономика в целом и «Российские железные дороги» — в частности.
____________________
Если кому-то интереснее почитать о шубохранилищах и сыновьях, то Владимир Якунин ответил на эти вопросы довольно подробно. Сообщаю специально для любителей жареного: об этом — в самом конце интервью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий