четверг, 9 октября 2014 г.

Европа – Украина: прошла любовь, завяли помидоры?

09.10.14.
Г. Акимова
Версии
Европа – Украина: прошла любовь, завяли помидоры?
Шокирующая для интеграторов новость пришла из Европарламента: продления еще на год торговых преференций, которые мы получили за подписание соглашения по ассоциации с ЕС, может и не быть. В эту же «степь» – жесткие заявления Польши: евроадвокату Украины, похоже, надоело поведение подзащитного. И, наконец, впечатляющий доклад аналитиков «Альфа-банка», из которого следует, что разрекламированная прибыль от торговых льгот с ЕС – это в значительной мере фикция...

Как сообщили вчера многие СМИ, комитет по вопросам иностранной торговли Европейского парламента на заседании во вторник не поддержал предложение продлить действие торговых преференций в отношении Украины по ускоренной процедуре.

«Запевалой» антиукраинской кампании стала лидер крайне правого французского Национального фронта Марин Ле Пен: она и ее единомышленники сумели создать блокирующее меньшинство в составе одной десятой от количества членов комитета, что и не дало возможности принять решение о продлении действия автономных мер по ускоренной процедуре.

Однако среди тех, кто поддержал французскую праворадикалку, и другие известные политики – Гельмут Шольц (группа объединенных левых, Германия), представитель группы «Европа за демократию» Давид Боррелли (Италия) и Уильям Дартмут (Великобритания).

Что тут сказать. Новость огорчительная во всех отношениях, особенно накануне выборов в Украине. Как известно, украинская власть наступила на горло предвыборной песне о том, как нас жаждет заключить в объятия Европа, и 12 сентября согласилась отложить на один год применение торговых частей соглашения об ассоциации с ЕС.

Даже обывателю понятно, что это была скрытая уступка России, о чем говорит трехсторонний формат переговоров. Напомню, что в них участвовали комиссар ЕС по вопросам торговли Карел Де Гухт, министр иностранных дел Украины Павел Климкин и министр экономического развития России Алексей Улюкаев.

При этом Евросоюз заявил о намерении (в качестве поощрительного приза) продлить на этот же срок – до 1 января 2016 года – действие торговых преференций по отношению к Украине, заключающихся в односторонней отмене импортных пошлин.

Министр иностранных дел Павел Климкин тогда же озвучил общее мнение, что льготы ЕС позволят компенсировать падение экспорта в страны Таможенного союза. И до последнего времени все, кроме узких специалистов, считали, что так оно и есть. Каюсь, я тоже. Статистика (мать вашу!) рисовала абсолютно гламурные цифры.

В порядке самокритики процитирую собственную фразу из статьи «Льготы, оплаченные кровью: наше сырье уже в Европе»: «Статистика демонстрирует ощутимый эффект от односторонней отмены Евросоюзом пошлин на украинские товарные группы. Более того, сокращение поставок в Россию почти эквивалентно приросту экспорта в Европу: минус $592 млн. против роста на $587 млн. То есть в теории мы ничего не потеряли».

На самом деле мы не потеряли в теории. Поскольку практика оказалась несколько иной, чем показывают статистические отчеты. Алексей Блинов, начальник Аналитического отдела «Альфа-Банк Украина», опубликовал на www.liga.net безупречное (в плане глубины и простоты) исследование о "подводных камнях" роста нашего экспорта в страны Европы. Вывод, который он подкрепил фактами, контрастирует с официальной позицией: рост экспорта, по мнению аналитика, оказался слабо связан с отменой пошлин в ЕС. На самом деле украинский бизнес не извлек особой выгоды из беспошлинного режима с Евросоюзом.

Не могу удержаться, чтобы не процитировать основные положения исследования Блинова:

"Спустя полгода после решения ЕС об одностороннем открытии рынка уже можно оценить первые последствия снижения европейских пошлин для украинского экспорта не в теории, а на практике. На первый взгляд эффект мощный: во ІІ квартале украинский экспорт товаров в ЕС увеличился на 16% по отношению к аналогичному периоду 2013 года. В абсолютном выражении это означает дополнительные объемы товарных поставок в $624 млн. за квартал.

Какие товарные группы обеспечили это увеличение объемов экспорта? Свыше четверти всего прироста поставок украинских товаров в ЕС обеспечил вывоз продуктов переработки подсолнечника – масла и шрота. Это неудивительно: в текущем году маслозаводы работали намного дольше, чем в 2013-м, благодаря рекордному урожаю семян подсолнечника. А ЕС традиционно является крупным покупателем украинского масла.

Существенная часть прироста экспорта в ЕС также достигнута за счет увеличения поставок нефти и нефтепродуктов (в основном за счет зафиксированных статистикой поставок нефти из Украины в Литву и дизельного топлива на Кипр). В данном случае вряд ли можно рассуждать о долгосрочном эффекте, ведь Украину трудно представить в роли стабильного экспортера этих товаров. Возможно, эти поставки происходили только на бумаге, но не в реальности.

Крупные объемы прироста экспорта дали также поставки полуфабрикатов из черных металлов и древесины. В случае с черными металлами речь идет прежде всего о наращивании поставок украинскими холдингами полуфабрикатов на свои прокатные предприятия, расположенные в ЕС.

Статья "провод и кабель" является традиционной крупной статьей машиностроительного экспорта в ЕС благодаря ряду работающих в Украине предприятий с иностранным капиталом, снабжающих электрокабелем автомобильную промышленность Европы. В связи с девальвацией гривны выгодность производства этой продукции в Украине наверняка возросла.

Объединяет все эти очень разные товары одна общая черта: даже до открытия рынка Евросоюза по большинству из них существенных ограничений для поставок не было. Исключением может быть разве что подсолнечное масло, где ЕС ранее применял в отношении Украины довольно небольшую пошлину: 6,1% для готового масла и 2,9% для сырого масла. Эти пошлины и тогда не мешали Украине поставлять масло (преимущественно сырое) в ЕС. Причем Украина так и не смогла воспользоваться обнулением более крупной пошлины: весь прирост поставок в этом году пришелся именно на сырое масло, где пошлина была не сильно ощутимой.

Таким образом, приписывать скачок роста экспорта в ЕС в текущем году эффекту снижения европейских пошлин нельзя...".


Итак, что имеем с «гуся», то бишь торговых преференций? Имеем пасторальную картинку роста статистических показателей, которая достигнута за счет афер с мнимой поставкой топлива в Литву (хотя именно литовский бензин с «Мажекю-нафта» идет в Украину), торговли украинских металлургов «сами с собой» и ожидаемого прироста продажи на экспорт аграрного сырья. Негусто.

Возникает вопрос: а знают ли европейцы, как мы распорядились льготами? И не потому ли вокруг продления льгот возникла дискуссия? Конечно, патриоты усмотрят в ней происки России (и, возможно, будут отчасти правы). А евроинтеграторы успокоят: преференции нам продлят, в этом нет сомнений.

Создается впечатление, что Украина своими проблемами, войнами и дипломатическим упрямством (в частности, по газу) уже начинает надоедать богатым соседям. Изменение тональности неплохо продемонстрировала в среду новый премьер-министр Польши Эва Копач.

Если верить The Wall Street Journal, она заявила о грядущем изменении во внешней политике ее правительства. «Впредь Варшава будет руководствоваться основанным на невмешательстве подходом к конфликту с сепаратистами в Украине и скорее сосредоточится на собственной безопасности, чем на судьбе своего восточного соседа», – сказала она. И добавила: "Мы поддерживаем проевропейский путь Украины, но не заменим украинцев в реформировании их страны". Кстати, если вы заметили, Польша первая категорически отказала нам в продаже оружия. Причем дважды.
Галина Акимова
Источник: Версии

Комментариев нет:

Отправить комментарий