20 января в Украине стартовала четвертая волна частичной мобилизации

http://telegraf.com.ua/files/2014/06/ato11.jpg

Наряду с этим в общественных кругах обсуждается возможность введения военного положения. Такой режим может быть введен как на всей территории страны, так в Донецкой и Луганской областях или в отдельных районах этих областей.

Считается, что военное положение более актуально, чем не соответствующий реальной ситуации режим антитеррористической операции. Но жители страны не очень задумываются, о каких правовых последствиях идет речь в случае объявления военного положения.

Мифологическая тема

В украинском обществе вокруг темы военного положения уже успела сложиться своя мифология. Взбудораженные общественные активисты, которым дай только повод поругать в Интернете президента Порошенко и премьера Яценюка, приписывают режиму военного положения совершенно утопические возможности.

По их мнению, такой шаг сразу заставит украинскую армию и Нацгвардию воевать значительно лучше, чем при режиме АТО. Испуганные воинственными декларациями Киева сепаратисты побросают оружие и толпами побегут в сторону пограничного пункта «Изварино». Российская Федерация, увидев, что Киев ввел военное положение, тут же изменит свое мнение о ситуации на Донбассе и перестанет вмешиваться в украинские дела.

При этом представители отечественной общественности не могут четко объяснить, каким образом за счет военного положения будет повышена боеспособность украинской армии.

Складывается впечатление, что достаточно президенту Порошенко подписать соответствующий указ, как по мановению волшебной палочки силы АТО получат сотни новых самолетов, танков, зенитных установок. И не просто получат их, а смогут также найти новые толпы мобилизованных солдат и офицеров, полностью готовых к ведению войны на Донбассе.

Повинности, изъятия, запреты

Мало кто из возбужденных блогеров, столь активно ратующих за такую меру, удосужился прочитать уже имеющийся закон "О правовом режиме военного положения". Между тем этот закон содержит немало интересных положений.

К примеру, статья 13 закона четко говорит: "В Украине или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, руководство в сфере обороны и обеспечении общественного порядка и безопасности осуществляется соответствующим военным командованием в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти".

На практике это может означать появление военных патрулей на перекрестках и проверку документов у всех проходящих. Речь идет об общем ослаблении гражданских органов власти и передаче полномочий в руки военных.

Дальнейшее чтение закона о военном положении приводит к еще более любопытным «открытиям».

Как гласит статья 15 этого закона, армейскому командованию предоставляется право вместе с органами исполнительной власти вводить трудовую повинность для работоспособных лиц, использовать мощности предприятий для нужд обороны, изымать для временного использования необходимое имущество предприятий всех форм собственности.

Также военные имеют право вводить комендантский час, ограничивать свободу передвижения граждан, а также движение транспортных средств, и в случае необходимости проводить досмотр жилья граждан.

В сфере полномочий военного командования в этом случае оказывается вопрос о запрете политических партий, контроль за работой предприятий связи и возможный запрет на передачу информации через компьютерные сети.

Последнее особенно стоит учесть поклонникам военного положения из социальных сетей. Вполне может оказаться, что их общественная виртуальная активность окажется нежелательной с точки зрения военного командования.

Но и это еще не все. Дело в том, что в случае нарушения требований режима военного положения, власти имеют право изымать у граждан радиопередающее оборудование, телевизионную, видео- и аудиоаппаратуру, а также компьютеры.

Власти могут при желании запрещать в период военного положения торговлю алкогольными напитками и веществами, выработанными на спиртовой основе.

Разумеется, что призывникам и военнообязанным будет запрещено менять местожительство без уведомления об этом военного командования. Также для граждан страны может быть введена повинность по размещению военнослужащих и военных частей.

Органы армейской администрации будут иметь право снимать с должности руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций, не выполняющих режим военного положения.

И напоследок спешим сообщить, что та же самая статья 15 закона о военном положении разрешает в случае необходимости принудительно отчуждать или изымать имущество у юридических и физических лиц.

Совместить несовместимое

Дискуссия вокруг плюсов и минусов введения военного положения показала всю инфантильность значительной части украинской общественности. Поднаторев в безопасных фейсбучных баталиях, эта самая общественность плохо владеет фактическим материалом, особенно когда речь идет о сложных темах.

Вряд ли «апологеты» введения военного положения всерьез понимают, о каком изменении образа жизни в стране идет речь. Ведь вместо частичной мобилизации может последовать всеобщая, вместо споров в соцсетях - запрет на выход в интернет, а в частные дома украинцев станут селить бездомных военнослужащих.

О пресловутых «нормах демократии» и «правах человека» придется забыть, так как они не очень совместимы с чрезвычайными мерами. Тут надо выбирать – или ратовать за сохранение текущей ситуации, или понимать, чем чревато ее изменение в сторону военного положения.

На сегодняшний день режим антитеррористической операции на части территории Донбасса не сильно мешает жителям Киева или Львова радоваться жизни. Переход на военное положение может в корне поменять образ жизни в крупных городах.

И почему-то нам кажется, что больше всего это почувствуют как раз те, кто сейчас так активно поддерживает отмену формата АТО и переход всей страны на рельсы милитаризации.