среда, 21 января 2015 г.

Война, мир и карма

Versii.com21.01.15.
Дмитрий Курдов
Версии


Война, мир и карма Со вчерашнего дня в Украине начался очередной этап мобилизации. Хотя президент и МИД говорят о необходимости мирных переговоров, вплоть до саммита глав государств. С точки зрения формальной логики, которую так уважают мужчины, это явное противоречие. Если принято решение об организации мирного урегулирования, то организация следует за этим, как правило, скоро. А если по всей стране усиленно работают военкоматы, значит продолжается война. Президент Порошенко на первый взгляд противоестественно делает все одновременно, не добиваясь успеха ни в мире, ни в войне. 

Но фактически он повторяет карму руководителей Центральной Рады, которые сто лет назад пытались сделать примерно то же самое. Михаил Грушевский и Владимир Винниченко выбрали войну и проиграли. Порошенко еще имеет пространство для маневра, но вряд ли его проведет.

Глава Центральной Рады Михаил Грушевский, как и сегодняшний глава украинского государства, обращаясь к электорату, тоже говорил о внешней угрозе и попытках «всероссийских централистов» воспрепятствовать независимости Украины. Четвертым универсалом все граждане УНР призывались к борьбе с большевиками, и, как в нашем случае, им было многое обещано – потом, после победы.

Под большевиками понимался, в первую очередь, Донбасс, не признававший киевской власти и ее претензий на юго-восток и объединивший вокруг себя обширные территории практически под тем же названием Донецкой (Донецко-Криворожской) республики. И точно так же на Софийской площади формировались аналоги добровольческих батальонов: Первый полк им. Богдана Хмельницкого, полки им. гетмана Полуботка, им. Гонты, им. Сагайдачного, им. Дорошенко и др. Формально они были объединены в «Нацгвардию» – Войсковой генеральный комитет, но сразу прославились буйным нравом и нежеланием подчиняться кому-либо.

Впоследствии, как известно, война быстро прикатилась к Киеву и продолжалась в общей сложности до 1924 года. А власть в Украине до июня 1920 года менялась двенадцать раз. И естественно, повторить это еще раз Порошенко не хочет. Как хорошо информированный человек, он не может не понимать, что продолжение войны при отсутствии ресурсов приведет к окончательному крушению экономики и массовому обнищанию людей. Людей, которые хорошо усвоили способы давления на власть. Уже к весне власть может столкнуться с социальным бунтом и, скорее всего, столкнется. Ей нужно время для того, чтобы уделить внимание наиболее острым проблемам, и хотя бы видимость стабильности для того, чтобы найти деньги. Поэтому президент говорит о мире.

Но историческая карма неумолима. Он пришел к власти благодаря селянину, который, по словам Владимира Винниченко, не понимает сложных комбинаций и не способен их объяснить. Вместо этого он имеет «национальную интуицию, бессознательный разум, которые откладывали в душе его жизненные категории в одну определенную целостность». В противовес возможности «голодного» бунта Порошенко имеет возможность столкнуться с малоуправляемой вооруженной силой, не имеющей внятной картины будущего, но имеющей «национальную интуицию» и военный синдром. Все это тоже легко переносится в плоскость социального конфликта и может быть поддержано гораздо большей массой людей, которые не хотят воевать лично, но придерживаются другого известного высказывания Винниченко: «не прoхaннями, не пepeгoворами, не справедливістю треба з ними балакать, а кулаком». Поэтому он говорит о войне до победного конца.

О том, что в итоге для президента весомее, хорошо говорит марш мира, проведенный в минувшее воскресенье в Киеве в память о людях, погибших в маршрутке у блокпоста под Волновахой. Говорили там о войне, и организовано мероприятие было лишь как повод для политических и военных решений. «Мы вернем Донбасс, возродим на Донбассе украинство и продемонстрируем, что еще одним фактором и залогом нашей победы является единство», – заявил президент. Эти слова фактически стали прямым приказом для начала активного наступления на Донецк и Горловку. Никто не скорбел по погибшим в эти дни, а в понедельник Порошенко подписал Закон «Об утверждении Указа Президента Украины «О частичной мобилизации».

Очередной призыв военнообязанных и резервистов продлится 210 дней в три очереди. Для сравнения, призывы мирного времени проводились дважды в год в течение 120 дней. При отсутствии военного положения и при таких сроках мобилизация означает стремление любой ценой нарастить количество личного состава и переломить продолжающиеся боевые действия в свою пользу. Логически это совершенно не сочетается с декларациями о готовности подписать соглашение о прекращении огня. Но, очевидно, предполагает его, если будет одержана «решительная победа» и украинская сторона сможет говорить с позиции силы.

Именно поэтому все недавние декларации главы государства выглядят как «марш мира». Во время встречи с польским премьер-министром Евой Копач в понедельник Порошенко решительно подчеркнул, что Украина готова «к немедленному созыву Трехсторонней контактной группы для обеспечения подготовки и подписания графика реализации Минских договоренностей». Президент фактически продублировал воскресное заявление украинского МИДа, составленное по его поручению, в котором дипломаты дважды повторили, что Украина «в полной мере выполняет Минские договоренности и четыре долгих месяца ждет их выполнения со стороны России и боевиков».

Другими словами, они как минимум утверждают, что тяжелое вооружение отведено на 15 километров от разграничительной линии, разработана программа экономического восстановления Донбасса, а гуманитарная ситуация в регионе улучшилась. Можно было бы оспорить слова украинских дипломатов. Но они сами, тут же в документе, опровергли сами себя недипломатичным напоминанием о том, что в аэропорту «постоянно находятся украинские «киборги», поэтому «байки про "взятие аэропорта" просим оставить для внутренней пропаганды».

«Сегодня Украина в очередной раз обратилась к Российской Федерации с предложением подписать график имплементации Минских договоренностей именно в редакции от 13 ноября и обеспечить прекращение огня с 19 января», – говорится в заявлении внешнеполитического ведомства. В это самое время возле Донецка продолжался общевойсковой бой с применением систем залпового огня и бронетехники, целью которого являлся контроль над руинами аэропорта. МИД пригласил в ближайшем будущем провести встречи министров иностранных дел Украины, Франции, Германии и России, а в дальнейшем «саммита глав этих государств и правительств в Астане». При этом Леонид Кучма на назначенную по поводу мирного урегулирования встречу в Минск не явился.

Экс-президент мотивировал свой бойкот тем, что он ожидал от непризнанной республики одних людей, а приехали другие, «не уполномоченные принимать решения». Мотивировка ввиду встречи по поводу «очередного раунда переговоров» и статуса самого Кучмы весьма сомнительная. Зато соответствующая неумолимой логике происходящего. Сторонники «победы любой ценой», как и сто лет назад, готовы слышать от своего Верховного Главнокомандующего только то, что они хотят услышать. Мир нужен только с установлением полного контроля над руинами Донбасса.

Отказ от войны будет расценен как предательство – со всеми вытекающими, о которых, уже не стесняясь, говорят вслух. Как и в 1917 году, один из добровольческих полков вполне может попробовать поднять в Киеве восстание, чтобы «навести порядок» и сместить всех «россиян и ренегатов, которые тормозят («гальмуют») работу украинскую». Порошенко может сделать другой выбор. Но не сделает. Его мир – это война. А дальше за него все решит историческая карма.
Дмитрий Курдов
Источник: Версии

Комментариев нет:

Отправить комментарий